Культура и Общество, Эхо

В Азербайджане начинается борьба с плагиатом в системе образования

plagiatД.АЛИЗАДЕ

Echo.az представляет интервью с директором компании Plagiat.pl Али Тахмазовым, которая сотрудничает с вузами Азербайджана в борьбе с плагиатом.

— Расскажите немного о вашей компании. С какими азербайджанскими вузами вы сотрудничаете. Какие услуги вы им предоставляете?

— Наша компания была основана в 2002 году в Польше, в Варшаве четырьмя специалистами в области IT-технологий, двое из которых профессоры. За 15 лет деятельности компании нам удалось доказать важность борьбы с плагиатом в образовании. В настоящий момент компания имеет офисы в 6 странах, работает в 12 странах мира, только в Польше с нами сотрудничают более 200 университетов. В Азербайджане мы начали свою деятельность в виде филиала в 2015 году. Деятельность компании направлена на предоставление услуг по поиску заимствований в различных имеющихся в наличии источниках посредством системы www.strikeplagiarism.com.

А также в консалтинге по вопросам внедрения антиплагиатных процедур проверки и оценки студенческих и научных работ на наличие плагиата. Другим нашим важным продуктом является система ASAP (Академическая система архивации работ), позволяющая автоматизировать процесс антиплагиатной проверки. Азербайджан был первой страной на постсоветском пространстве, с которой мы начали путь на Восток. Мы сотрудничаем с половиной вузов Азербайджана. Первыми в борьбе с плагиатом нас поддержали Азербайджанский университет туризма и менеджмента, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, Азербайджанский государственный экономический университет, Азербайджанский технический университет, университет «Хазар» и другие.

Но, безусловно, как и в любой стране, где бы мы ни работали, без поддержки Министерства образования реализовать нашу миссию было бы невозможно. Руководство министерства и многих университетов прекрасно осознает всю серьезность этой проблемы, что без совместных и комплексных усилий ее не преодолеть. Плагиат, как раковая опухоль, ушел глубоко в сознание общества, где нет четкого представления, что это такое и почему это плохо.

— Как обстоит ситуация с плагиатом в науке в Азербайджане?

— Как мы знаем, плагиат бывает нескольких видов, где два являются основными — это плагиат идеи и плагиат текстовых фрагментов. В науке, как правило, встречается плагиат идеи, с которым ни одна антиплагиатная система не справится. Для понимания новизны идеи должны привлекаться специалисты, а антиплагиатная система им помогает упростить процесс анализа.

В странах СНГ прошла волна переформатирования науки и очищения ее от бюрократии и советизма, предоставив широкую автономию и ответственность самим университетам решать, кому присуждать научные степени, а кому нет. Даже в России 19 университетов предоставили возможность предоставлять научные степени самим, понимая, что так дальше развиваться нельзя. К сожалению, в Азербайджане данный процесс забуксовал. Азербайджан так и не перешел на PhD-систему, а это бы решило целый ряд проблем.

Мы два года как предлагаем Высшей аттестационной комиссии (ВАК) нашу помощь в реализации комплексных мер по борьбе с плагиатом, созданию депозитария докторских диссертаций, объединению в общую сеть с репозитариями университетов. Также было бы правильным, если бы ВАК публиковал диссертации на своем сайте.

Нам было приятно узнать, что ВАК Азербайджана все же использует антиплагиатную систему, которая, в сущности, занимается реврайтингом, грубо говоря, копирует работы одних авторов и продает их другим, делая это открыто на своем сайте. Мы с огромным уважением относимся к руководству ВАК и надеемся, что они не оставят эту ситуацию без внимания.

Корень проблем с плагиатом в науке кроется в системе привилегированности, отчасти ментальности общества. В Азербайджане, так же, как и в Румынии или Болгарии, ученым быть престижно и выгодно финансово. В Румынии есть соответствующие надбавки к зарплате. Без научной степени сложно продвинуться в политике. Но механизм спроса с ученых, к сожалению, отсутствует.

— Что, по вашему мнению, мешает повысить академическую честность?

— Главным образом отсутствие соответствующей правовой базы. Законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности у нас хорошее. В стране активную работу ведет Агентство по авторским правам Азербайджанской Республики, в котором работают высококвалифицированные специалисты. Агентство провело у себя в апреле 2016 года «круглый стол» по вопросу академического плагиата, где была открытая дискуссия, и ректора университетов делились опытом и технологиями, используемыми в борьбе с плагиатом. Я не припомню ни одно Агентство по авторским правам в ЕС, которое проявило бы желание посодействовать данной миссии.

Несмотря на наличие законодательства по защите интеллектуальной собственности в Азербайджане только недавно в закон «Об образовании» начали вводить понятие плагиата. Во всех странах ЕС, в том числе и в России, была принята поправка к закону «Об образовании», требующая с определенного года начать повсеместную проверку студенческих работ на плагиат с использованием информационных технологий, отвечающих определенным минимальным стандартам. Министр образования Микаил Джаббаров много раз поднимал вопрос борьбы с плагиатом, есть соответствующие указы, даже одному ректору был сделан строгий выговор.

Я думаю, что в Азербайджане требуются соответствующие подзаконные акты, указы, решения, на которые могли бы опираться ректоры. Другим важным фактором является отсутствие Кодекса академической честности, не применение дисциплинарных мер, а также слабое применение информационных технологий в академическом процессе.

— Какие нормы, процедуры применяются при борьбе с плагиатом? Что бы вы могли порекомендовать?

— Процедуры оценки и проверки студенческих работ на плагиат достаточно просты, но они обязательно должны предотвращать конфликт интересов. К примеру, оценивать работу студента должны как минимум два человека, научный руководитель и рецензент. Комиссии, оценивающие работы на наличие плагиата, должны быть максимально объективны. Безусловно, требуется давать студенту второй шанс, так как студенты, как правило, ошибаются несознательно. И самое главное, работать со студентами и преподавателями. Разъяснять им понятие авторского права и как работать с информацией.

Несколько лет назад профессор Мадрай из университета Лонг Айленд провела обширное исследование о влиянии тренингов на студентов разных курсов. В результате данного исследования стало очевидно, что те студенты, которым разъясняли правильность работы с информацией, цитирования, формы плагиата и дисциплинарных мер на первом курсе, уже в конце обучения показывали гораздо лучшие результаты.

Требуется обязательная проверка всех работ, а не избирательная проверка, как в некоторых университетах Азербайджана. Мы проводим как минимум два раза в год в каждом университете-партнере в Азербайджане семинары для студентов и преподавателей, разъясняем им понятие плагиата, методологии оценки работ и т.д. Думаю, что подобную работу должны проводить все университета Азербайджана.

— Как с плагиатом борются в ЕС, Польше, странах СНГ?

— Борьба с плагиатом во всем мире не останавливалась, но в настоящее время инструменты этой борьбы расширились, так же, как и расширилось проникновение Интернета в академическую сферу. Студенты и ученые перестали ходить в читальные залы, всю нужную информацию теперь можно найти в Интернете. Появились хорошо организованные фирмы, готовые «написать» работу для автора на любую тему. Такие фирмы называются «мельницы научных работ». Они производят студенческие работы, диссертации и продают их через Интернет.

Оборот таких мельниц оценивается на данный момент в несколько миллиардов долларов в год. В Азербайджане также имеются подобные мельницы, такие фирмы были замечены возле нескольких университетов. Некоторые университеты борются с ними, так как не хотят, чтобы имя университета как-то ассоциировалось с сомнительными личностями. Другие университеты закрывают на это глаза, утверждая, что плагиата в университете нет. Бывали случаи, когда преподаватели пишут работы для студентов и диссертантов и продают им. Такие факты в ЕС встречаются, но крайне редко.

Во всех странах ЕС приняли законы, которые предусматривают административное наказание за воровство чужого интеллектуального труда. В Польше, к примеру, нашу компанию приглашают для экспертизы в суд, и отчет нашей антиплагиатной системы используют как свидетельство факта заимствования. Юридические же лица, занимающиеся производством липовых студенческих и научных работ, подпадают под уголовное наказание.

В странах СНГ очень распространены так называемые «бесплатные» российские антиплагиатные системы, которые, между прочим, предлагают на платной основе написать для автора работу на любую тему. На самом деле, они не являются антиплагиатными системами, а теми самыми мельницами, которые воруют у тех авторов, которые загружают в их систему работы на проверку и потом перепродают их другим авторам за весьма солидные средства. Из-за правового вакуума в России с этими системами никак не борются, хотя они представляют огромную опасность для каждого нерадивого студента, аспиранта. Так как «сплагиатив» однажды, их работа, возможно, не полностью, а частично когда-то всплывет, и он, будучи важным специалистом или ученым, до конца жизни будет нести на себе клеймо вора.

В ЕС действуют жесткие законы по защите прав потребителей, поэтому все персональные данные в обязательном порядке должны шифроваться со стороны компании, распространение данных без разрешения владельца влечет уголовную ответственность. В странах ЕС, в России и Украине существуют общественные организации, такие, как «Диссернет» (Россия), «Диссергейт» (Украина), которые также борются с плагиатом в диссертациях политиков, чиновников, ученых, справедливо утверждая, что вор не может быть ученым или политическим деятелем. Такие организации очень важны для здоровья общества.

— Какие дисциплинарные меры используют университеты стран ЕС и в Азербайджане в случае нахождения плагиата?

— Как правило, меры, используемые для наказания студентов в странах ЕС — это исключение из университета, в случае плагиата в научных работах может применяться и административное наказание за воровство чужого интеллектуального труда. Но все это связано как с правовой базой, так и с внутренними процедурами университетов, а также с экономической составляющей. В Азербайджане университеты не исключают, а дают второй, в некоторых случаях третий шанс для исправления своих работ. Как я отметил ранее, не все студенты «плагиатят» сознательно. Университет несет в себе воспитательную функцию, но превращать защиту диссертаций в абсурд тоже нельзя.

Похожая ситуация во всех странах СНГ. В Грузии, где коррупции в университетах поменьше, считают, что плагиата в университетах мало, забывая, что плагиат не всегда связан с наличием коррупции в университете. Поэтому в Грузии только недавно приняли решение приоткрыть этот ящик Пандоры. В Польше и Румынии также приняли решение составить минимальные стандарты для антиплагиатных систем, которые рекомендуют для использования, так как оказалось, что после внесения в закон требования об обязательной проверке многие университеты занимались имитацией. К минимальным стандартам относятся наличие интерфейса на местном языке, распознавание местного языка, защита персональных данных, создание базы данных для университета со стороны компании, предоставляющей антиплагиатный сервис и т.д.

— С какими негативными факторами в университетах Азербайджана вам пришлось столкнуться?

— Оказалось, что некоторые университеты приобретают антиплагиатный сервис, но не в полной мере его используют. Бывает, почему-то принимают решение не проверять, скажем, все магистерские работы, а только часть из них, либо проверять магистров, а не проверять дипломные работы бакалавров.

Некоторые вузы пользуются так называемыми «бесплатными» сервисами. Есть вузы, которые не наказывают своих студентов, а позволяют пропускать неограниченное количество раз работы через систему антиплагиата, чтобы «довести» их до необходимого уровня оригинальности.

Недавно в одной академии проректор по науке открыто заявил, что они не тот университет, который может опускаться на уровень борьбы с плагиатом. А в другом вузе работает сотрудник, который за плату «очищает» работы от плагиата, которые потом попадают на защиту в ВАК. Некоторые университеты почему-то на антиплагиате пытаются сделать деньги, для того, чтобы окупить свои расходы на плагиат. Представляете? Мы делаем все зависящее, чтобы нас не вовлекали в «серые» схемы.

— Как плагиат и академическая недобросовестность влияют на качество образования? И как плагиат влияет на конкурентоспособность экономики?

— Плагиат, как раковая опухоль, деморализует академическую среду, которая должны быть чиста от воровства, как позвоночник общества. Не может студент получить диплом, если он не в состоянии написать дипломную или магистерскую работу. Не может нас лечить человек, который свою научную работу украл. Как нас может судить судья, который украл свою работу у коллеги? Как может развиваться наука, если ученые воруют труды из Интернета, переводя с других языков. Рейтинги вузов слабы по многим причинам, одна из которых — плагиат. Я знаю много случаев, когда очень способных ребят из стран СНГ исключали из университетов в США, Германии, Канады из-за плагиата. На вопрос, почему, вы «сплагиатили», они объясняли: «У нас это нормально». Стране нужны креативные специалисты, их нельзя вырастить на плагиате.

— Планируете ли вы расширить сотрудничество на азербайджанском рынке?

— Мы предложили Институту образования при Министерстве образования Азербайджана идею проведения социологического исследования в вопросе академической честности в университетах Азербайджана. Похожие исследования были проведены при нашей поддержке в Польше и Румынии, готовим также и в Украине. Исследование не будет называть имен, но покажет, с какими тенденциями столкнулось общество в вопросе академической честности, и, в конечном итоге, какие меры нужно предпринять, в какой последовательности, чтобы поднять академическую честность в Азербайджане на новый уровень.

Недавно вышли с предложением к Министерству образования Азербайджана провести конференцию по вопросу использования корпоративного управления в менеджменте университетов, на подобие той, которая в мае 2017 года была проведена в Варшаве, при поддержке Министерства высшего образования и науки Польши, совета ректоров Польши и нашей компании.

Расширение нашей деятельности прямо пропорционально зависит от того, насколько академическое сообщество готово бороться с плагиатом. Мы рады помогать и дальше, делать все от нас зависящее. Мы недавно обратились в Бакинское городское управление образования, к Мехеббет ханым, очень надеемся на ее понимание и помощь в реализации совместного пилотного проекта по проверке школьных работ на плагиат.

Надеемся на понимание важности сотрудничества и готовы поддержать ВАК Азербайджана в вопросе создания базы данных диссертаций и комплексной проверки диссертаций на плагиат. Компания Plagiat.pl также значительно расширила географию своей деятельности странами Африки, Балканами, Турцией. В планах есть также Китай.

Я хотел бы поблагодарить Министерство образования, ректоров университетов и многих других, которые поверили в нас и поддержали нашу миссию.