Экономика, Эхо

Теория и практика: о списывании долгов в Азербайджане

Дж. АЛЕКПЕРОВА

«В Азербайджане законодательство позволяет списать гражданину банковские долги в случае отсутствия у него имущества, но на практике суды не рассматривают подобные дела.»

Об этом заявил Echo.az руководитель юридической фирмы «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана, председатель Кредиторского комитета Акрам Гасанов.

«Суды опасаются выносить такие решения из-за давления со стороны финансовых институтов. В отличие от всего цивилизованного мира и даже соседней России, в Азербайджане институт банкротства пока не работает», сказал Гасанов.

Он рассказал, что во всем цивилизованном мире должники банков, которые лишились источника дохода, а кроме того, не имеют имущества, являются банкротами.

«Соответственно, все их долги должны списываться банками, потому это всегда риск для финансовых институтов. В Азербайджане формально существует подобный закон, но на практике он не работает,» — сказал эксперт.

Кроме того, по его словам, в стране существует закон, касающийся деятельности судебных приставов.

«Например, если гражданин должен банку, а финансовый институт подает на него в суд и выигрывает дело, тогда судебный пристав начинает работу с должником. Закон дает приставам два месяца, в течение которых он должен определить, есть ли у должников имущество для возврата долга,» — сказал Гасанов.

«Под имуществом имеют в виду постоянный источник дохода (зарплата, пенсия), который выше прожиточного минимума, а также наличие у должника дома, квартиры, дачи, земельного участка, автомобиля и других ценных вещей. «Но на определенное имущество взыскание не может быть обращено. Например, только на единственное жилье, домашний инвентарь, в частности, столы, стулья, холодильник…», — сказал он.

Акрам Гасанов говорит, что если судебный пристав определяет, что у человека нет вообще имущества или есть, но только то, что не может быть списано, то дело закрывается.

«Подобное судебное решение считается неисполнимым. Однако на практике в Азербайджане этого не происходит, так как судебные приставы угрожают должникам, берут взятки, не исполняют решения суда в течение двух месяцев, как положено законом. Даже были случаи, когда должников незаконно арестовывали,» — отметил он.

«Кроме того, в законе «О несостоятельности и банкротстве Азербайджанской Республики» говорится, что каждый человек имеет право обратиться в суд с заявлением и объявить себя банкротом. Граждане АР обращаются с заявлениями в суды, но суды под разными предлогами отказываются рассматривать эти дела,» — говорит Гасанов.

«Я с группой граждан как раз занимаемся этим вопросом. Мы подали несколько жалоб, две из них вполне успешные. Например, Верховный суд Нахчыванской Автономной Республики вынес решение, где обязал местный суд рассмотреть заявление гражданина о банкротстве. Кроме того, Бакинский Апелляционный суд тоже вынес аналогичное решение. Но тот же суд вынес решение другому человеку, что якобы обычный гражданин не может объявить себя банкротом. Хотя в законе это прописано, я как юрист подал кассационную жалобу в Верховный суд», — рассказал он.

Отметим, что в Азербайджане общий объем просроченных кредитов на 1 октября 2017 года составил 1 857,1 млн манатов. Как сообщает Report со ссылкой на Центробанк Азербайджана (ЦБА), объем проблемных кредитов в месячном сравнении увеличился на 33,1 млн манатов или 1,8%, по сравнению с началом года — на 384,5 млн манатов или 26,1%, в годовом исчислении — на 259,8 млн манатов или 16,3%.

Отметим, что на конец сентября доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле достигла 14,9%. Это отношение на конец августа составило 14,7%, на конец прошлого года — 9%, на конец сентября 2016 года — 9,5%.