За рубежом, Эхо

«Лазуритовый путь» не на шутку пугает Ереван

НУРАНИ

В Армении в сфере транспортной логистики продолжается «сезон рухнувших надежд». На сей раз речь идет об очередных новостях о появлении альтернативы Военно-Грузинской дороге и КПП Верхний Ларс.

Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения бойко заявил: «Альтернативой для армянских грузов может стать транскавказская магистраль».

По его словам, реализация договора «О торговых коридорах», подписанного Россией и Грузией в 2011 году, но фактически оставшегося на бумаге, может избавить Армению от проблем, связанных с перевозкой товаров в Россию по Верхнему Ларсу.

Казалось бы, перед Ереваном вновь забрезжили надежды. Как передают грузинские СМИ, администрация правительства Грузии распространила сообщение по итогам очередной встречи в Праге специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений в Россией Зураба Абашидзе с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным.

«Перед началом рассмотрения вопросов, предусмотренных форматом, Зураб Абашидзе обратил внимание на тревожные процессы в Абхазии и Цхинвальском регионе, которые нарушают суверенитет и территориальную целостность Грузии и грубо попирают принципы международного права. Это создает серьезные вызовы безопасности не только для Грузии, но и всему региону Южного Кавказа. В этом контексте была подчеркнута важность международных дискуссий в Женеве как главного формата для рассмотрения между Грузией и Россией вопросов безопасности и гуманитарного характера».

Затем, отметив, что собеседники констатировали рост торгово-экономических отношений, объемов перевозок и числа туристов, авторы документа указывают: «Разговор также касался проблематики «Соглашения между правительствами Грузии и РФ об основных принципах механизмов мониторинга таможенного администрирования и торговли товарами» от 2011 года. Была рассмотрена возможность проведения в конце ноября в Швейцарии встречи представителей Грузии, России и Швейцарии, на которой будут согласованы детали, связанные с данным проектом, и, предположительно, подписаны соответствующие контракты с швейцарской компанией SGS. После этого станет возможным начать практическую реализацию соглашения от 2011 года».

Последний пункт, как того и следовало ожидать, вызвал весьма оживленную дискуссию в экспертном сообществе. Где многие комментаторы ищут ответ на вопрос: откроется ли для грузов из Армении ТРАНСКАМ, а, если повезет, то и сухумская ветка Грузинской железной дороги? Как заявил в этой связи журналистам президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: «этот проект рассматривался еще при Саакашвили в бытность его президентом Грузии.

Но тогда после встречи с господином Обамой проект был фактически торпедирован. Кроме того, так называемые торговые коридоры были очень серьезно осложнены после ситуации с Абхазией и Южной Осетией. Но если будет подписано соглашение, особенно, если третьей стороной будет Швейцария, это может серьезно улучшить перспективы реализации проекта. Это также позволило бы выйти на восстановление нормальных дипломатических отношений с учетом такого соглашения, особенно если оно будет подписано в конце ноября».

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Эти самые «торговые коридоры» и необходимость их восстановления обсуждаются на переговорах Карасина и Абашидзе с момента старта этого диалога. Но дальше разговоров и обнадеживающих заявлений дело не продвинулось. Россия, которая признала марионеточные режимы в оккупированных грузинских Сухуми и Цхинвали субъектами международного права, настаивает, чтобы они участвовали в соответствующих соглашениях как «независимые государства». Что для Грузии понятным образом неприемлемо.

Абзалов, впрочем, уверен, что щекотливый вопрос можно обойти: «Если бы было необходимо признать независимость, то сторонами, подписывающими соглашения, были бы в том числе Абхазия и Южная Осетия. Они подписываться не будут. Скорее всего, просто Грузия отодвинет вопрос суверенитета республик на второй план, и основным фактором будут именно вопросы, связанные с экономической составляющей. Фактически речь идет о том, что Грузия готова дистанцироваться от политических вопросов ради решения экономических задач».

Но есть еще одна сторона вопроса. При несогласованной границе, напоминают эксперты, авиа сообщения можно восстановить при наличии одной лишь политической воли. А вот с наземными коридорами посложнее. Потому как возникает вопрос, кто и где будет осуществлять таможенный и пограничный контроль. Об этом напоминал, в частности, политолог Гела Васадзе: «Сейчас идет очень серьезная торговля по поводу того, в какой форме это будет. Если в Москве признают, что там таможня, то, соответственно, опосредованно признается территориальная целостность. Если Тбилиси идет на то, что признает участие абхазской стороны и так называемой южноосетинской стороны, таким образом, опять-таки опосредованно соглашается с тем, что граница проходит не по реке Псоу, а по реке Ингури, то есть с теми реалиями, на которых настаивает Москва».

Наконец, добавим от себя: Грузия весьма активно использует транзит в Россию через Азербайджан, сейчас такая возможность есть и для Турции. Конечно, использовать ТРАНСКАМ проще и дешевле, но не настолько, чтобы в Тбилиси шли на компромисс по принципиальным для себя вопросам. А вот на компромисс со стороны России мало что указывает. Более того, в своем очередном заявлении МИД России подчеркнул, что расширение связей Тбилиси с НАТО, а также «недружественная» риторика грузинских официальных представителей на международных площадках резко контрастируют с тенденцией укрепления торговых, транспортных и гуманитарных связей и вообще способны подорвать этот взаимовыгодный процесс.

Поясним: «недружественной» риторикой в Москве называют стремление Тбилиси напомнить, что Абхазия и Южная Осетия — это часть территории Грузии. Так что на этом фоне возможны, конечно, оптимистичные заявления и даже некие декларации о намерениях, но вот на появление работающих коридоров последний рубль, драм или лари лучше не ставить.

Показательно, что в Армении заявление Абашидзе и Карасина не вызвало ожидаемой бури: здесь уже наслушались радужных прогнозов. И пока что обсуждают, скрипя зубами от досады, другую новость — создание «Лазуритового пути», транспортного коридора с участием Грузии, Турции, Азербайджана, Афганистана и Туркменистана. Армения вновь в стороне. В Ереване, конечно, изображают хорошую мину при плохой игре и старательно убеждают всех, и себя в первую очередь, что этот транспортный коридор так и останется «проектом». Нечто подобное в интервью ереванскому «Спутнику» заявил бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе.

«Новости о тех или иных проектах всегда обнадеживают. Однако в последнее время очень часто делаются заявления, которые, в итоге, так и остаются лишь словами. Политики выдают желаемое за действительное», — сказал он в беседе с корреспондентом Sputnik. Дескать, озвученное далеко не всегда реализовывается, не исключение и этот проект, в котором совсем не понятно и не оправдано участие Афганистана.

А все тот же научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян вообще уверен, «Лазуритовый коридор» — это пиар-акция стран-основателей проекта «Баку-Тбилиси-Карс». «Все понимают, что дорога должна окупиться, а для этого надо обеспечить определенное количество товаров. Непонятно одно — что может предложить Афганистан, и какие грузы будут проходить через «Баку-Тбилиси-Карс», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.

Только вот в реальности в Ереване все больше тех, кто понимает: на самом деле дорога Баку-Тбилиси-Карс, которую тоже называли «нежизнеспособной», уже построена и работает. Еще раньше заработал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Газ в Турцию уже поступает по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, реализуется «Южный газовый коридор».

А значит, нет сомнений, что «Лазуритовый путь» — это вовсе не «пиар-акция», и он тоже станет реальностью. Тем более, что экономические развитие Афганистана — одна из приоритетных задач для тех же США, а это немыслимо без грузоперевозок с Европой. Наконец, Азербайджан уже давно осуществляет грузовые авиаперевозки с Афганистаном, и теперь к ним добавился сухопутный компонент. И то, что Армения в очередной раз осталась в стороне от работающего проекта — это уже не «случайность», а закономерность. Которую вряд ли можно исправить при помощи «обнадеживающих заявлений».