Культура и Общество, Эхо

Осетрина и черная икра снова появятся на столах граждан Азербайджана?

osetrinaС.АЛИЕВА

Нынешняя молодежь знает о том, что каких-то 30 лет тому назад осетрина и черная икра были привычными продуктами для многих жителей Азербайджана.

Нынешние дорогостоящие деликатесы, которые сегодня могут позволить себе вдоволь разве что состоятельные люди, когда-то могли купить даже представители «рабоче-крестьянского класса».

Но варварский отлов осетровых браконьерами сделал свое дело — численность каспийских осетровых катастрофически сократилась. Сегодня осетровые находятся фактически на грани исчезновения, собственно говоря, если бы не все те меры, которые предпринимаются государством для сохранения исчезающего вида, он уже давно стал бы исчезнувшим.

Но есть ли шанс на то, что когда-нибудь, пусть не в обозримом, а уже в далеком для нас будущем осетровые, как и много лет тому назад, будут всего лишь обычной рыбой, которую смогут позволить себе многие, а не деликатесом, стоящим целое состояние?

Об этом и о многих других вопросах, касающихся воспроизведения осетровых в Каспийском море Echo.az побеседовало с заведующей Сектором воспроизводства водных биоресурсов Департамента воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) Азербайджана Фаридой Алекперовой.

ИНТЕРВЬЮ

— Как известно, после того, как осетровые оказались на грани исчезновения, их начали активно разводить в искусственных условиях прикаспийские государства. Насколько данный процесс успешен на сегодняшний день?

— На данный момент Азербайджан можно без преувеличения назвать колыбелью мирового осетроводства. В низовьях Куры на Банке (Нефтчала) в 1954 году был построен первый в мире осетровый рыбоводный завод. На данный момент в стране действуют четыре предприятия по разведению осетровых. Самое крупное из них — завод по размножению осетровых рыб «Хыллы» в Нефтчалинском районе. Это предприятие построено в рамках проекта Всемирного банка «Целевые экологические инвестиции» в 2004 году. Завод ежегодно выращивает 15 миллионов мальков, в результате страна занимает среди прикаспийских стран третье место после России и Ирана по выпуску мальков осетровых.

С 2004 года на базе Хыллинского осетрового рыбоводного завода проводится формирование маточного поголовья осетровых рыб в заводских условиях. Уже имеются половозрелые особи разных видов осетровых рыб, что в дальнейшем создаст возможность не зависеть от заготовки естественных производителей этих рыб в природных условиях.

В 2016 и в 2017 годах на Хыллинском осетровом рыбоводном заводе из сформированного маточного поголовья осетровых рыб почти от 200 особей осетра и севрюги получили икру для искусственного воспроизводства. Все четыре завода ежегодно выпускают в Каспийское море до 9 млн штук молоди осетровых рыб. В этом году было выпущено 8,3 млн мальков, а с 2001 года было выпущено около 165 миллионов штук молоди осетровых рыб.

— Но ведь далеко не все выпущенные в море мальки выживают…

— К сожалению, это так. Если исключить негативные факторы и создать благоприятные условия для обитания молоди осетровых, то у них выживаемость высокая. Они выносливые, прекрасно адаптируются в естественных условиях и растут интенсивно. В целом смертность мальков и молоди рыб, в том числе осетровых рыб в естественных условиях, зависит от многих факторов. Это и количество хищников в региональных водах, масса и длина тела выпущенной молоди, обеспеченность выпущенных в естественные условия молоди кормовыми организмами, масштабы браконьерства, загрязнение среды обитания и др.

— Можно ли считать браконьерство главным фактором, мешающим восстановлению популяции осетровых?

— Браконьерство важный, но не единственный фактор, мешающий восстанавливать популяцию осетровых. Вообще, если обратиться к истории, то основные причины падения численности осетровых рыб на Каспии — это перелов (то есть, чрезмерный вылов) рыб в 80-90-х годах прошлого века в результате браконьерства; — зарегулирование почти всех нерестовых рек, и прежде всего, Куры; — отсутствие единой системы регулирования рыболовства на всем море; — отсутствие обмена данными, общих исследований между прикаспийскими странами.

На данный момент при Департаменте по воспроизводству и охране водных биоресурсов МЭПР существует специализированная служба по охране рыбных запасов. Департаментом контролируется и регулируется рыболовство по срокам лова, орудиям лова, местам вылова, соблюдению квот вылова рыбы. Полностью запрещено и строго карается законом хищническое истребление рыб с помощью взрывчатых и ядовитых веществ, охота на рыб с острогой, отстрел из ружей, перекрывание рек сетями, применение бредней и т.д.

Кроме того, ведется борьба с браконьерами, то есть лицами, добывающими рыбу недозволенными способами в заповедных зонах или в запрещенное время. Однако эффективность работы рыбохраны зависит не только от Азербайджана, ведь осетровые — трансмигранты. Для успешного сохранения данного вида нужна скоординированная работа всех прикаспийских стран.

— Хотелось бы узнать ваше мнение как эксперта, можем ли мы рассчитывать на то, что уже в обозримом будущем население Азербайджана сможет наслаждаться вкусом черной икры и осетрины так же, как много лет тому назад?

— Думаю, что развитие аквакультуры в Прикаспийском регионе позволит уменьшить незаконный рыбный промысел и улучшить экологическое состояние Каспийского моря. Нужно понимать, что исключительно за счет интенсивного развития аквакультуры можно обеспечить население достаточным количеством рыбных продуктов, в том числе осетриной.

— Как вы считаете, когда можно будет говорить о том, что популяция осетровых в Каспийском море восстановлена?

— Восстановление запасов и численности популяции осетровых рыб зависит от проводимых работ всех прикаспийских государств. За последние годы Департаментом по воспроизводству и охране водных биоресурсов МЭПР Азербайджана была проведена определенная работа по сохранению уникальных биоресурсов Каспийского моря.

Разработаны и осуществляются мероприятия по борьбе с браконьерством с участием всех правоохранительных и природоохранных организаций страны. Аналогичные меры предпринимаются и другими прикаспийскими странами. Но нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо интенсивно развивать искусственное воспроизводство. Может быть со временем популяция осетровых на Каспии восстановится.

Дело в том, что для этого необходим достаточно длительный биологический цикл. Самый ранний срок половозрелости наступает у севрюги. Это происходит через 8-10 лет, для белуги этот срок равен 18 годам, т.е. для того, чтобы хоть как-то восстановить популяцию осетровых в Каспийском море, должно пройти как минимум несколько десятилетий и это при условии, что выпущенные рыбы не будут отловлены.

— Как известно в стране действует мораторий на вылов осетровых, как обстоят дела с запретом на вылов в других прикаспийские странах, работает ли он?

— Нельзя не отметить, что Каспийское море — это замкнутая система, решить проблему на уровне одной страны невозможно. Азербайджан является самым ярым сторонником сохранения осетров. Наша страна еще в 1979 году официально ввела запрет на вылов шипа и внесла ее в свою Красную книгу. С 2011 года Азербайджан отказался от коммерческого вылова всех осетровых рыб.

— Но вылов для каких-то целей все же допустим?

— Сегодня вылов может осуществляться исключительно с двумя целями — научно-исследовательской или для воспроизводства осетровых. В остальных случаях вылов осетровых — это нарушение закона, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Прикаспийские страны в отдельности пока сохраняют технический мораторий на вылов осетровых рыб до тех пор, пока не будет принято всеобъемлющее пятистороннее Соглашение о моратории на коммерческий вылов осетровых рыб в Каспийском море.