За рубежом, Эхо

«Распил бабла» по-армянски

НУРАНИ

В парламенте Армении продолжают обсуждать госбюджет на 2018 год. Представители правящей партии всячески расхваливают его проект, напирая прежде всего на «реалистичность». И, как всегда, обещают «золотые горы, молочные реки», «кисельные берега» и прочие приятности. Другое дело, что, даже трубя в фанфары, уже не получается обходить сам факт существования в стране острейших социальных проблем.

Министр финансов Армении Вардан Арамян не отрицает, что в Армении есть социальные проблемы, более того, он настаивает, что проблемы постоянно находятся в центре их внимания. В беседе с журналистами в парламенте чиновник разъяснял: разница в его подходе и подходе его оппонентов в данном вопросе сугубо в решениях. Арамян отметил, что в основе их подхода — урегулирование проблемы посредством обеспечения роста экономики.

«Полагаю, что тот путь, который мы избрали — правильный, и это правильный путь по решению социальной проблемы. Мы не должны приучать наше население к тому, что они перманентно социально необеспеченные, это создает неблагоприятное психологическое состояние», — отметил Вардан Арамян.

Говоря об улучшении уровня жизни людей, он отметил, что если удастся в 2018 году реализовать программы правительства, то вырастет приходящийся на душу населения ВВП.

«Сегодня уже отмечен рост потребления, который констатирует, что мы, похоже, на верном пути. Потребление характеризует уровень жизни населения. Человек начинает больше потреблять, если на данный момент у него есть рост доходов и если у него есть положительные ожидания на будущее», — подчеркнул Вардан Арамян.

«С 2018 года мы начнем обеспечивать в долгосрочной перспективе 5% рост», — заявил в ходе обсуждения в парламенте Армении государственного бюджета на 2018 год вице-спикер, депутат Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов. Затем добавил: «Мы никогда не обещали, что одним ударом покончим с бедностью, что в 2018 году зарплаты и пенсии увеличатся. Мы говорили, что 2017 год — это время создания предпосылок для экономического роста, а с 2018 года мы начнем обеспечивать в долгосрочной перспективе 5%-ный рост».

И завершил: по сравнению со странами СНГ, Армения сегодня по данным за восемь месяцев — лучшая. «В Азербайджане экономический рост составит 0,9-1%, в России — 1,8%». Но… «реалистичности» армянской аудитории, как оказалось, уже мало. В особенности на фоне катастрофического роста бедности. Согласно официальной статистике, по последним данным уровень бедности в Армении за 2015 год составил 29,8%, что на 0,2% меньше, чем в 2014 году. Общее количество бедных людей в Армении составило 900 тысяч человек, 310 тысяч из которых — очень бедные, а крайне бедные — 60 тыс. человек. К категории бедных в 2015 году причислены около 19,4% населения страны, 8,4% — очень бедные и 2% — крайне бедные.

Но еще около месяца назад директор Центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян с тревогой констатировал: примерно 45% населения Армении находится на грани абсолютной бедности. «По нашим данным, 10% из этих порядка 45% населения Армении находится в состоянии нищеты. Когда мы оценивали программу по содействию школьникам, выяснилось, что одной из причин, по которой дети не посещают школы, является то, что ребенка нет обуви и теплой одежды. Таким образом, бедность влияет на формирование будущих поколений», — сказал Адибекян.

«Безработица, бедность и миграция… Эту бессменную тройку лидирующих проблем не смогли отодвинуть сменяющие друг друга правительства. В этом смысле исключением, к сожалению, не оказалось и правительство Карена Карапетяна, с назначением которого общественность, казалось бы, воспряла, вновь обретя надежду на улучшение, — сетует «Голос Армении».

«Нынешнее правительство представляет уже второй по счету проект государственного бюджета страны. Оба, как теперь принято говорить, акцентируя на честности, реалистичные. Впрочем, сей упор на честность набил оскомину: уж очень много и часто исполнительная власть (и эта, и прежние) спекулирует этим. Мол, мы же могли обнадежить народ радужными прогнозами, потом в конце года найти тысячу причин, почему эти прогнозы не сбылись. Но нет, мы сразу честно признались, что ситуация тяжелая и ничего хорошего не предвидится. Согласитесь, подобные объяснения с наивно округленными глазками и похлопыванием ресниц не просто смахивают на спекуляции, но и вовсе указывают на неспособность правительства «из болота тащить бегемота»».

А тем временем эксперты предупреждают: бедность в Армении может и вырасти.

Уровень бедности в Армении в следующем году не только не снизится, но и может повыситься, еще неделю назад предупреждал председатель Республиканского союза работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян. «Заложенный правительством в бюджете экономический рост в 4,5% не окажет реального воздействия на общество, так как будет нивелироваться различными факторами, такими как высокий курс доллара и евро или рост цен на продукты», — отмечал он на своей пресс-конференции, добавив, что для реальной борьбы с бедностью и безработицей в Армении необходимо в течение следующих 2-3 лет создать 100 тыс. рабочих мест.

«Сейчас речь идет о 20 тыс. в год, то есть на уровень 100 тыс. рабочих мест мы выходим только спустя 5 лет», — грустно сетовал председатель.

Но ереванские оппозиционеры обратили внимание еще на одно, по-настоящему шокирующее обстоятельство. По проекту госбюджета Армении на 2018 год пенсии, пособия, минимальная зарплата не повысятся, но при этом на 437% возрастут суммы наградных и дополнительных выплат, выдаваемых государственным служащим, заявил в парламенте Армении 15 ноября руководитель фракции блока «Выход» Никол Пашинян, обращаясь к основному докладчику, министру финансов Армении Вардану Арамяну.

«Социальные, здравоохранительные, образовательные расходы сокращаются, внешний долг растет. Параллельно с этим растут цены, и 2018-й станет годом наибольшей инфляции в сравнении с последними годами, рост будет примерно на 10%, начиная с 2014-го. Это означает, что бедные станут еще беднее, а люди будут жить хуже. В то время как в бюджете есть статья, по которой сумма наградных госслужащим увеличится на 2,5 млрд. драмов», — возмутился Пашинян.

Вардан Арамян честно пытался «вывернуться». И «переформатировал» неудобный вопрос: сможем ли мы, действительно, решить социальные проблемы проектом бюджета на 2018 год? «Бюджет не планируется на один год, ты должен иметь видение на 4 — 5 лет. Средняя пенсия в 2013 году составляла 30 тыс. драмов, в 2017-ом — 41 тыс. драмов. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Но минимальная заработная плата в 2012 году была 32500 драмов, а сегодня — 55 тыс. драмов», — назидательным тоном изрек Арамян. Благоразумно оставив тему выплат госслужащим «за скобками».

Но это явно не самый логичный способ «закрыть тему». «Экономия для бедной страны крайне необходима. Если средств недостаточно, не остается ничего другого, кроме как отказаться от некоторых излишеств и подумать о том, чтобы эффективно распоряжаться имеющимся. Во всяком случае, наше правительство именно так аргументировало свою политику оптимизации, сокращений, затягивания поясов. И если теперь по бюджету 2018 г. пенсии, пособия и минимальные зарплаты не поднимаются, это также объясняется вышеупомянутым — денег нет», — иронизирует Shame.am.

А затем напоминает: «В бюджете 2018 г. есть статья, согласно которой премиальные государственных служащих увеличиваются на 2.5 млрд драмов. В процентном выражении это становится более чем впечатляющим: премиальные и надбавки чиновников увеличатся на… 437 процентов! А в стране, установившей такой скачкообразный показатель, уже становятся несерьезными разговоры об эффективности или социальном равенстве. Денег нет для бедных. А для всего остального деньги всегда найдутся…»

Такие вот правила «распила бабла» по-армянски. И даже если этого самого «бабла» остро не хватает, обделять себя, любимых, армянские чиновники станут в последнюю очередь.