Политика, Эхо

Армянская провокация против коммуникационных проектов Азербайджана

НУРАНИ

Прогнозы в дипломатии — дело неблагодарное. Особенно если речь идет о только начавшемся раунде переговоров по урегулированию давнего и застарелого конфликта. Но иногда события развиваются так, что не надо быть ни провидцем, ни сверхинформированным экспертом, чтобы предугадать: на сей раз прорыва точно не будет.

В эти дни эксперты фиксируют новый рост напряженности в Карабахе. Армения устроила впечатляющие военные учения на оккупированных азербайджанских землях. Как сообщает АПА со ссылкой на армянские СМИ, в ходе учений проведены стрельбы из артиллерийских установок и тяжелой боевой техники. За ходом учений наблюдал «министр обороны» оккупационного режима Левон Мнацаканян.

Правда, как передавал «Тренд», артиллеристы армянской армии, выполнявшие боевые стрельбы во время учений, обстреляли из минометов свою же воинскую часть.

В районе населенного пункта в Аскеране — азербайджанской территории, оккупированной армянскими вооруженными силами — выпущенный снаряд по неопытности вояк-оккупантов упал на территории, где дислоцировался танковый полк. Информации о погибших и раненых нет, но по факту возбуждено уголовное дело и проводятся следственные действия.

И, по меньшей мере, не исключено, что эти провокационные военные игры на чужих оккупированных землях — следующий шаг после армянских угроз нанести удар теперь уже и по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

В самом деле, Южный Кавказ переживает самую настоящую «коммуникационную революцию», и все новые дороги и транспортные коридоры проходят мимо Армении. Ее территорию минуют и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и «Южный газовый коридор». Введена в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, на очереди — Астара-Астара-Решт.

В Ереване, судя по всему, кое-кто еще надеется перехватить транзит. Иран не особо расторопен в строительстве железной дороги с Азербайджаном, уверял в беседе со Sputnik Армения иранист Вардан Восканян. Иран, по мнению Восканяна, считает, что Баку представляет для него определенную угрозу. Для Тегерана отчасти опасно само существование государства Азербайджан. Поэтому анализировать двусторонние отношения, основываясь только на экономике недальновидно. А вот Армения, по его словам, намного более надежный и безопасный партнер для Ирана.

Только вот в реальности даже в Ереване начинают понимать: составить конкуренцию Азербайджану бедная и зажатая Армения не сможет. На данный момент строительство железной дороги Армения-Иран экономически невыгодно, вынужден был признать депутат от фракции Республиканской партии Армении, председатель комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян на обсуждении бюджета 2018 года, говоря о возможных источниках финансирования дороги.

«Строительство железной дороги должно быть финансово выгодно. Конечно, есть страны, которые реализуют большие проекты исключительно для достижения политических интересов. У Армении нет подобной возможности, чтобы на собственные средства реализовать такую политическую программу. Есть страны, которые могут содействовать строительству такой железной дороги, но у нас пока нет таких предложений. В экономическом плане расчеты таковы, что такие большие инвестиции не могут обеспечить доходы, способные покрыть расходы», — отметил депутат.

По словам Минасяна, дорога Север-Юг в значительной части может решить задачи, которые было призвано решить строительство железной дороги Армения-Иран, передает NEWS.am. Но…недели полторы назад газета «Жаманак» писала, что «строительство автомагистрали «Север — Юг» может не быть доведено до конца. Власти уже поняли, что международные организации не будут больше предоставлять кредиты на этот проект, и сейчас речь идет о поиске инвесторов. В беседе с нами министр транспорта, связи и информационных технологий Ваган Мартиросян отметил, что для строительства участка Арташат — Мегри требуется 1,5 млрд долларов. И хотя министр говорит, что есть инвесторы и с ними ведутся переговоры, однако если бы на самом деле был частный инвестор, строительство уже давно бы началось».

Наконец,  был дан старт новому транспортному коридору под названием «Лазуритовый путь», и он тоже идет мимо Армении. А на этом фоне Армении остается или наблюдать, как изоляция становится все более плотной и безнадежной, или искать компромисс с соседями, или… делать ставку на силу.

Только вот в чем дело. Учения стартовали как раз в то время, когда глава МИД Азербайджана вел в Москве переговоры с сопредседателями Минской группы. А на Южном Кавказе наблюдатели фиксируют очередной всплеск активности в карабахском урегулировании. Этот вопрос обсуждали Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган на своей встрече в Сочи. Министры иностранных дел Азербайджана и Армении — Эльмар Мамедьяров и Эдвард Налбандян — уже побывали в Москве, где провели переговоры с сопредседателями МГ ОБСЕ. Намечена встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран. Наконец, в регионе ждут Сергея Лаврова с «миротворческим» визитом.

По совести говоря, такие провокационные военные игры в Карабахе — весомая «информация к размышлению», на мир и компромисс или, наоборот, на подрыв региональной безопасности настроены сегодня в Ереване. И не только в Ереване.

Напомним: в те же дни, когда в Карабахе стартовали провокационные учения, Серж Саргсян отправился с визитом в Москву. Повод самый приятный -25-летие установления дипломатических отношений и 20-летие договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Серж Азатович провел переговоры с Владимиром Путиным, принял участие в официальном открытии дней культуры Армении в Москве, посетил Третьяковскую галерею, где ему Владимир Путин лично вручил акварель Врубеля, похищенную из ереванского музея еще 20 лет назад. 17-19 ноября в Москве будет находиться председатель НС РА Ара Баблоян — тоже для участия в организуемых в рамках Дней культуры Армении в России мероприятиях.

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Дни культуры — мероприятие, в открытии которого президенты принимают участие далеко не всегда. Конечно, если эти дни культуры проходят в честь юбилея дипломатических отношений, если связи с этой страной считаются приоритетным направлением политики и дипломатии, тут появление президента вполне объяснимо и даже органично. Но чтобы сначала в Москву отправлялся Серж Саргсян, а затем Ара Баблоян — это уже не дипломатия, а верноподданичество.

И что же — как раз накануне визита в регион Сергея Лаврова Ереван устраивает столь масштабную провокацию? Или…

А вот тут поподробнее. Опасные военные игры в Карабахе стартовали как раз в те дни, когда в Армении в лихорадочном темпе готовятся «осваивать» новый российский оружейный кредит. На заседании правительства замминистра обороны РА Артак Закарян представил законопроект о предоставлении Россией Армении государственного экспортного кредита для финансирования поставок продукции военного назначения российского производства.

Согласно проекту, планируется на основании заключенного 24 октября 2017 года соглашения предоставление правительством РФ правительству РА государственного экспортного кредита в 100 млн долларов на приобретение российской продукции военного назначения. Как подчеркнул Закарян, законопроект согласован со всеми заинтересованными органами и предложений не поступало.

«Нам необходимо уточнить одну техническую проблему с Центробанком, это мы быстро сделаем», — сказал он, попросив премьер-министра Армении считать данный законопроект неотложным. И самое главное, в Москве и не думают скрывать своей нервозности в связи с формированием в регионе транспортных коридоров, соединяющих Азию и Европу в обход территории России. Так что самое время давать «отмашку» своему форпосту на новые провокации.

Только вот…у России в этом случае вряд ли получится убедительно изображать миротворческие усилия.