За рубежом

«Уроки английского» для Владимира Путина

НУРАНИ

В Великобритании, как известно, любят, чтут и хранят традиции. В том числе и в такой сфере, как использование «церемониальных предметов». И российские (впрочем, не только российские) СМИ от души позубоскалили, когда британский премьер-министр Тереза Мэй испугалась золотой церемониальной булавы. Инцидент произошел на праздничном банкете в честь нового лорда-мэра Лондона, сообщает Metro.

На видеоролике в Twitter видно, как стоявший перед премьером участник процессии положил булаву себе на плечо, а испуганная Мэй резко отдернула голову назад. После этого участники мероприятия и сама политик засмеялись, указывает «Росбалт», напоминая, что похожий случай имел место в июне после выборов в парламент, когда Тереза Мэй чуть не выколола себе глаз церемониальной тростью, но вовремя отвернулась от опасного предмета.

Однако уже очень скоро у российских СМИ появилась тема посерьезнее. Как указывают, в частности, «Ведомости» и Би-Би-Си, на банкете лорд-мэра лондонского Сити премьер обратилась лично к российскому президенту Владимиру Путину с весьма жесткой речью.

«Действия России угрожают международному порядку, от которого мы все зависим», — сказала Мэй.

«Я хочу внести ясность по поводу масштабов и природы этих действий. Незаконная аннексия Крыма Россией — первый со времен Второй мировой войны случай, когда одна суверенная страна силой отняла территорию у другого европейского государства. С тех пор Россия раздула кровопролитие на Донбассе, неоднократно вторгалась в воздушное пространство нескольких европейских стран и начала непрерывную кампанию по кибершпионажу и подрывной деятельности. Она включает в себя вмешательство в выборы и взлом компьютеров датского Министерства обороны и Бундестага, в числе многого прочего. Она стремится превратить информацию в оружие, поручает своим государственным СМИ сеять фальшивые истории и отфотошопленные изображения, пытаясь устроить раскол на Западе и подорвать наши институты», — цитирует ее The New York Times.

Премьер уточнила, что она не хочет «возвращаться к «холодной войне» или находиться в состоянии постоянной конфронтации», но Великобритания должна будет принять меры для защиты своих интересов, а также интересов Европы и всего мира, если Россия продолжит нынешнюю политику. «У меня очень простое сообщение для России. Мы знаем, что вы делаете. И вам это не удастся. Потому что вы недооцениваете устойчивость наших демократий, постоянное притяжение свободных и открытых обществ и приверженность западных стран связывающим нас альянсам», — сказала она. При этом Мэй высказала надежду, что Россия «однажды выберет этот другой путь» и станет сильным, играющим по правилам государством.

«Премьер-министра Великобритании Терезу Мэй можно критиковать за многое. «Брекзит» — ужасная идея. Ее кабинет — змеиный клубок личных и политических скандалов. Ее министр иностранных дел Борис Джонсон кажется безбашенным, — утверждает Эндрю Розенталь в The New York Times. — Но, по крайней мере, она знает, как лидер демократии должен отвечать одержимому самим собой самовластному лидеру, который выказывает полное пренебрежение к международному праву, правам человека, гражданским свободам, свободе мысли и слова».

Судя по всему, столь жесткое послание Мэй оказалось для Кремля полной неожиданностью — настолько, что здесь даже не пытаются сформулировать четкий ответ. Пока высказался по теме только вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, который предсказуемо раскритиковал премьер-министра Великобритании Терезу Мэй. «Международная система порядка», «играть по правилам» — она бы еще сказала «по понятиям», — написал Рогозин на своей странице в Facebook, оставив за скобками, что «по понятиям» ведет себя как раз Россия.

Затем попытался уверить пользователей, что про международное право премьер-министр Великобритании не сказала ни слова. «Хотя понятно почему», — добавил он. Кроме того, на выступление Мэй, обвинившей Россию в подрыве международного порядка, отреагировал председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.

По словам российского чиновника, международную систему правил необходимо спасать не от России, а от адептов интервенций и государственных переворотов, а угодный Мэй миропорядок с захватом Ирака и терроризмом уже себя изжил.

При этом нельзя не заметить: заявление Терезы Мэй прозвучало на фоне весьма аргументированных обвинений в адрес России во вмешательстве в политические процессы в Великобритании. Накануне DW указывала: британские разведслужбы уже нескольких месяцев обеспокоены распространением в Великобритании антивирусного программного обеспечения «Лаборатории Касперского».

Как сообщала The Financial Times со ссылкой на высокопоставленный источник в правительстве страны, в Центре правительственной связи (GCHQ, разведслужба, отвечающая за информационную безопасности британских властей) подозревают, что ФСБ РФ использует софт этой компании для шпионажа за стратегически важными зарубежными целями — к примеру, за работниками правительства или военными Соединенного Королевства. Банк Barclays, который с 2008 года предлагает своим клиентам бесплатное использование софта «Лаборатории Касперского», намерен прекратить сотрудничество с компанией Евгения Касперского, отмечает The Financial Times.

Национальный центр кибербезопасности Великобритании заметил за последний год несколько атак хакеров, связанных с Россией, на объекты в различных отраслях страны — об этом, как пишет The Telegraph директор Центра Киаран Мартин намерен заявить на совещании в Лондоне. По его данным, киберпреступники атаковали СМИ, энергетический и телекоммуникационный сектор Великобритании. «Не могу разглашать детали, но подтверждаю, что замеченное нами вмешательство России включает атаки на различные отрасли», — отметил Мартин.

Тогда же The Times опубликовала свои сведения. Если верить Twitter, в российском городе Геленджик обитает активный пользователь этой интернет-платформы Svetlana Lukyanchenko. «Sveta1972, как она называла себя в Интернете, не соответствовала профилю человека, интересующегося британской политикой. Однако за 4 дня до голосования [о выходе Великобритании из ЕС], которое состоялось 23 июня, она сделала или перепостила не менее 97 записей с упоминанием #Brexit. Ее сообщения в основном были в поддержку «Брекзита» и часто повторяли конспирологические теории», — указывают авторы статьи, подчеркивая, что после голосования она перестала интересоваться этой темой, а большая часть ее твитов была на английском, испанском или итальянском.

Газета продолжает: «По мнению исследователей из Университета Суонси (Великобритания), которые работали вместе с учеными из Калифорнийского университета в Беркли (США), Sveta1972 — это один из тысяч подозрительных российских аккаунтов, которые накануне голосования активно писали в Twitter о «Брекзите». В исследовании, где было отслежено 156 тыс. аккаунтов в России, сделан вывод, что число упоминаний о #Brexit резко увеличилось в день голосования и на следующий день после него, а затем почти прекратилось. Среди аккаунтов есть реальные комментаторы, но многие, похоже, были либо полностью автоматизированными ботами, либо полуавтоматизированными «киборгами» (ботами, в деятельности которых частично участвуют люди)».

«Эти выводы подогреют опасения, что российское государство превратило социальные медиа в оружие», — говорится в статье.

«Хотя прямой связи между ботами и российским государством нет, сотрудники разведслужб Великобритании и США уверены, что многие из них пользуются поддержкой Москвы», — пишет издание.

Авторы отмечают: «Боты, связанные с россиянами, также оставляли сообщения за дальнейшее членство Британии в ЕС». «Они просто подогревали несходство взглядов и разногласия, чтобы ослабить эту страну и усилить себя», — заметил Кейр Джайлз (аналитический центр Chatham House, Великобритания). Наконец, как указывает газета, из аккаунтов, выявленных оксфордскими учеными в ходе другого исследования, 15 все еще действуют в Twitter. «Одной из самых громких тем в тренде была Build2Indy — призывы ко второму референдуму о независимости Шотландии», — утверждают авторы.

Кроме того, как писала газета The Guardian, специалисты из Эдинбургского университета установили, что более 400 поддельных учетных записей в Twitter, предположительно, зарегистрированных в РФ, публиковали сообщения о выходе Британии из Евросоюза. На этом фоне премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что создаст специальный комитет для расследования возможного вмешательства России в референдум по Brexit. Этим вопросом займется комитет по разведке и безопасности. «Мы видели, как Россия вмешивалась (в выборы) в ряде европейских стран», — отметила она.

Но в выступлении Терезы Мэй на банкете лорд-мэра лондонского Сити речь шла не только и не столько о вмешательстве РФ в «Брекзит», сколько о политике России вообще. А это куда серьезнее, тем более что так думает не только Мэй.