С.АЛИЕВА
Харассмент относительно новое слово в лексиконе, тем не менее, уже многие знают, что же означает это труднопроизносимое и непривычное для нашего слуха слово.
В уголовном законодательстве США харассмент — это преступление, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица преследованием (телефонными звонками, письмами, слежкой и пр.), назойливым приставанием, домогательством. Совершается обычно с сексуальными мотивами…
Что касается Азербайджана, то совсем недавно и у нас одна история, связанная с обвинениями в домогательствах на рабочем месте, была предана огласке. Учительница школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья выдвинула против своего бывшего руководителя серьезные обвинения.
Так, бывший работник учебного заведения утверждала, что ее уволили за отказ принять непристойное предложение. В то же время, по словам директора, он ничего ей не предлагал.
В этой истории все весьма неоднозначно, ведь нужно признать, что иногда и женщины в своих корыстных целях могут что-то придумать, хотя таких случаев гораздо меньше реальных эпизодов с харассментом… Распространено ли данное явление в Азербайджане и как часто азербайджанские женщины становятся жертвами домогательств на рабочем месте?
Как отметил в беседе с Echo.az глава Департамента информации и аналитических исследований Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров, в год Комитет сталкивается не более, чем с двумя случаями обращений по поводу харассмента, но и то нужно оговориться, что случается это не ежегодно.
«Впрочем, Государственный Комитет не проводил специального исследования, посвященного этому вопросу. Тем не менее вопросы относительно харассмента задавались в рамках других исследований, например, исследований, посвященных проблеме разводов в Азербайджане. Но надо сказать, что насильственная форма сексуального домогательства на рабочих местах в Азербайджане скорее редкость, чем обыденное явление,» — отметил Сафаров.
«Однако если женщина все же столкнулась с этим явлением и обратилась с жалобой в соответствующие структуры, то в 99% случаеввопрос решается в пользу жертвы, то есть ее восстанавливают на работе в случае незаконного увольнения, а также виновные лица обязательно понесут за это наказание», — рассказал Э.Сафаров.
Между тем глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов сообщил в интервью Echo.az о том, что в стране отсутствует статистика жертв харассмента, однако это не означает, что случаев сексуальных домогательств в Азербайджане не фиксируется.
«Безусловно, подобные случаи имеют место быть в Азербайджане, но в отличие от стран Запада, о многих подобных случаях предпочитают не распространяться. Такие преступления очень сложно доказать, и жертвы попросту боятся, что не только не удастся наказать виновного, но еще и их самих выставят виновными,» — говорит правозащитник.
Впрочем, о каком наказании за харассмет можно говорить, если в Азербайджане даже жертвы изнасилования редко когда рискуют обратиться в правоохранительные органы.
В Азербайджане в год фиксируется всего несколько десятков изнасилований, хотя в реальности подобных преступлений гораздо больше. И это невзирая на то, что изнасилование не сложно доказать, так как остаются следы преступления, а харассмент весьма проблематично доказать. Если отсутствуют свидетели преступления, которые готовы его подтвердить, то доказать его фактически невозможно.
«Нередко можно услышать мнение о том, что если женщина будет одеваться в более закрытую одежду — это спасет ее от приставаний, но это не так, ведь если человек озабоченный, закрытая одежда его не остановит, о чем говорят случаи домогательств в таких консервативных странах, как Иран. Впрочем, поведение жертвы играет большую роль, но не в плане одежды. Многие жертвы уверены в том, что виновник выйдет сухим из воды, они боятся, что люди что-то не то о них подумают, что супруг (если женщина замужем) решит, что она вела себя неподобающим образом», — говорит правозащитник.
По его словам, полиция не любит браться за такие дела, и не только потому что доказать факт харассмента непросто, но и потому что жертва может передумать и забрать заявление.
Э.Зейналов говорит о том, что в стране были случаи, и их немало, когда молодые женщины совершали суицид при невыясненных обстоятельствах, и кто знает, возможно, именно сексуальные домогательства на работе, побуждали их совершить это.
По словам правозащитника, в Азербайджане до сих пор господствует стереотип, что просто так к женщине не пристанут, а если пристали, значит она сама виновата, сама дала повод, хотя это часто не так.
«Чаще всего представительницы слабого пола просто не готовы выносить случаи домогательства на суд общественности, потому им не остается ничего иного, как игнорировать намеки начальства, а если домогательства носят уже неприкрытый характер, то обычно они пишут заявление об увольнении и просто начинают искать себе новую работу», — резюмировал эксперт.
Отметим, что по данным Международной организации труда, до 50% работающих женщин в индустриальных странах являются жертвами сексуального домогательства. Цифры статистики могут быть занижены, потому что не все согласны сообщить о факте домогательства даже анонимно и далеко не всегда эти жертвы обращаются в суд за защитой своих прав.