Экономика, Эхо

Какие компании чаще других объявляют себя банкротами в Азербайджане?

Э.РУСТАМОВА

В Азербайджане формально объявляют о банкротстве порядка 10 компаний в год. Но все понимают, что фактически их намного больше. Об этом заявил Echo.az директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры» Акрам Гасанов.

«Компании-кредиторы не заинтересованы в том, чтобы идти в суд для официального установления банкротства, потому что по документам на балансе многих организаций ничего нет. Кредиторы выбивают свои средства бандитскими методами,» — говорит эксперт.

По его словам, банкротство заключается в прекращении деятельности и признании коммерческой организации неплатежеспособной и нерентабельной.

«После признания организации банкротом осуществляется процедура ликвидации из-за невозможности выполнять свои обязанности перед сотрудниками, партнерами и кредиторами. У нас нет точных данных, какое количество коммерческих организаций с начала 2017 года обанкротилось. Реальные данные скрываются или такая статистика вовсе не ведется,» — говорит Гасанов.

«Но мы можем провести параллели с Россией. В обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РФ говорится, что в третьем квартале число банкротств в российской экономике выросло на 3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 12,4% в сравнении с третьим кварталом 2016 года. В Азербайджане как минимум такие же показатели. А скорее всего, по процентам мы опережаем Россию. Число компаний в РФ, конечно, больше, чем у нас. Но в процентном соотношении мы можем занять лидирующее место среди стран СНГ. Кстати, как в РФ, так и в Азербайджане очень много скрытого, непрозрачного и необъявленного банкротства. В Европе этот процесс прозрачный, поэтому доля формальных банкротств там высокая», — сказал Гасанов.

По словам эксперта, в Азербайджане коммерческие компании ведут непрозрачную деятельность, поэтому нет как такового института банкротства в Азербайджане.

«Там, где высокий уровень теневой экономики, большинство банкротств носит неформальный характер. В Азербайджане подавляющее большинство компаний ведут двойную бухгалтерию. Финансовые отчеты не соответствуют действительности. Как правило, имущества у компаний нет, оно записано на подставных людей. А мы знаем, что банкротство — это когда у компании долгов больше, чем ее имущество. То есть когда пассивов больше, чем активов,» — отметил эксперт.

По его словам, на Западе, если компания не может платить по своим долгам, прежде всего, кредиторы подают в суд, чтобы объявить фирму банкротом.

«Все это делается оперативно, чтобы успеть получить хотя бы часть своих требований при разделе имущества компании. То есть в Европе и США чаще всего кредиторы подают в суд на своих клиентов. Для признания банкротства, согласно законодательству Азербайджана, компания должна обратиться в суд. Такое же право есть у кредиторов компании,» — говорит Гасанов.

«Однако в нашей стране ни компании, ни кредиторы не делают этого. Потому что формально у большинства компаний нет ценного имущества, то есть каждая сторона понимает, что делить, собственно, нечего. Большинство компаний действуют по одной схеме: если не могут платить по долгам, то просто приостанавливают свою деятельность,» — сказал эксперт.

«В суд подавать бессмысленно, ведь с компании нечего взять. Но решить финансовый вопрос можно бандитскими методами, и этот способ часто применяется в бизнес-сегменте. Кредиторы в лучшем случае обращаются к коллекторам либо на обанкротившуюся компанию давят. Формально владельцы компаний не в ответе за проблемы своей организации, и так во всем мире. Но у нас все понимают, что владелец специально не записывал имущество на имя компании, поэтому действуют силовыми методами. Вывод можно сделать простой: количество формальных банкротств будет больше, то есть отвечать действительности, только при прозрачной и развитой экономике и правовой системе», — сказал Акрам Гасанов.

При этом эксперт отметил, что большое число банкротств приходится на строительный и торговый секторы.