За рубежом

Российский кредит напугал армянских студентов

НУРАНИ

Как утверждают знающие люди, споры вокруг призыва и отсрочек от него кипят в большинстве стран, где вообще предусмотрен призыв в армию. Другое дело, что напряженность, широта и характер этих споров в разных странах не совпадают.

Так, в столице Армении Ереване продолжаются акции протеста студентов, возмущенных отменой отсрочки от призыва в армию. Закон, предусматривающий отмену этих самых отсрочек, был принят парламентом Армении. Власти пустили в ход «неотразимый» аргумент. Во-первых, служить должны все. А во-вторых, не надо забывать о социальной справедливости: почему это в армию должны идти только дети из семей рабочих и крестьян, а те, чьи родители могут дать им высшее образование, от службы освобождаются?!

Студенты в ответ вышли на улицы. Они и их защитники говорят о необходимости развития науки в Армении, о том, что надо, мол, думать об интеллектуальном потенциале страны.

«Представители научного сообщества Армении также выступают с критикой одного из проектов Минобороны РА, выражая серьезную обеспокоенность в связи с положением об отмене права на отсрочку от армии. Согласно бытующему мнению, если это делается для пополнения контингента армянской армии, то мера будет не вполне эффективной, поскольку на сегодня отсрочку от армии в аспирантуре получают всего 140 человек, что является несущественной цифрой в масштабах ВС. Отмечается, что даже если 10 из 140 аспирантов станут учеными, это будет куда большей пользой для науки и государства, чем их служба в армии, не говоря о необходимости омоложения кадров профессорско-преподавательского состава, что является реально серьезной проблемой для вузов и страны в целом. Критики также указывают, что данная инициатива нанесет серьезный вред науке и научной деятельности, поскольку некоторые специальности, факультеты, на которых большинство учащихся — парни, как, например, направление радиофизики, просто лишатся студентов и закроются», — комментирует ситуацию «Первый информационный».

А пока что лидеры протеста ведут переговоры с представителями власти. Но добиться поддержки не могут. Так, министр образования и науки Армении Левон Мкртчян, принимая группу из 10 студентов — представителей инициативы «Во имя развития науки», которая и руководит протестами, назидательным тоном изрек: ограничение права на отсрочку не помешает занятиям наукой. Министр отметил также, что в сложившейся ситуации 90% студенчества призывается в армию, выполняя свой долг, речь идет о компоненте безопасности Армении.

Правда, смог ли чиновник убедить своих собеседников, вопрос открытый. Во всяком случае, ереванские оппозиционные СМИ ранее уже подвергли весьма жесткому острякизму и министра обороны Армении Вигена Саркисяна, и вице-спикера Эдуарда Шармазанова.

Саркисян, впрочем, отделался малой кровью. Все тот же «Первый информационный» покритиковал его за отказ от реального диалога с активистами студенческого движения. Точнее, в Минобороны пригласили лидеров провластных студенческих советов, слегка разбавив их забастовщиками, и последние предпочли от встреч воздержаться. Но вот в Минобороны Армении представили дело так, будто от диалога уклонились студенты.

«В сложившейся ситуации больше всего удивляет поведение Вигена Саркисяна. Сегодня он является главной целью студенческих волнений, однако ситуация может коренным образом измениться, если министр попробует пойти на реальный диалог со студенческим движением. Наконец, на кону стоит не столько проект отсрочки, но и политическая перспектива Вигена Саркисяна, которая становится более расплывчатой из-за его публичных, следующих друг за другом ошибок», — комментирует ситуацию «Первый информационный».

А вот Шармазанову повезло меньше. Армянский парламентарий без тени смущения заявил по поводу студенческих протестов: «Не думаю, что все митингующие студенты жаждут науки. Служба в армии не мешает занятию наукой. Это объективное решение как для армии, так и государства, и науки. Если хотите бороться с коррупцией, то боритесь, но не надо путать одно с другим. Я — защитник этого закона и, думаю, что это посодействует укреплению армии».

За что удостоился едкой критики от сайта Armenian Report: «И это говорит тот, кого самого обвиняют в том, что он уклонился от службы в армии благодаря той самой отсрочке, против которой он сейчас активно выступает!» Как продолжают комментаторы сайта, «помнится, Шармазанов утверждал, что он лично не воспользовался правом на отсрочку, а защитил диссертацию, в аспирантуре был соискателем. Но смог бы он защитить диссертацию, находясь в казармах или в окопах в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)? Конечно, нет, но это отнюдь не мешает ему сейчас разглагольствовать о том, что служба в армии не мешает занятию наукой».

Затем продолжает: «Можно учесть опыт других стран, относительно безболезненно решивших проблему вузов и армии. Так, например, в Санкт-Петербурге был проведен эксперимент, который может изменить систему военной подготовки не только в России, но и во многих других странах. Эксперимент предполагает, что студенты будут проходить армейскую подготовку раз в неделю и после экзаменов освобождаться от призыва. Студентам вузов, в которых нет военной кафедры, предложили отдать долг Родине в рассрочку. За два года. Для этого достаточно проводить на службе один день в неделю».

Но, по мнению Armenian Report, «для того, чтобы додуматься до этого, надо, во-первых, думать о своей стране и народе, а во-вторых, обладать мозгами. Но ни первого, ни второго у наших властей, а тем более у напыщенного Шармазанова нет. Так что, остается один путь для отстаивания своих прав — бессрочная акция протеста, к чему и призывают лидеры студенческого движения страны для того, чтобы власти, наконец, услышали их голос».

Только вот ереванские СМИ, комментируя на все лады акцию протеста местных студентов, оставляют за кадром главное. Студенты просто не желают становиться «пушечным мясом». А эти опасения становятся все более реальными на фоне того самого оружейного кредита в 100 миллионов долларов, предоставленного Россией.

На первый взгляд, этот кредит должен был бы укрепить в Армении чувство безопасности. Тем более, что российские эксперты наперебой рассуждают, какое сногсшибательное преимущество получит в результате Армения. Еще неделю назад главный редактор газеты «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью «Русарминфо» разглагольствовал: речь, мол, идет о закупке тех систем, которые могут дать ВС Армении сдерживающий эффект применительно к театру военных действий.

«Это реактивные системы залпового огня, тяжелые огнеметные системы, оперативно-тактические ракетные комплексы, системы связи, радиолокационной борьбы и разведки. То есть то, что может серьезно укрепить ударный потенциал армянской армии, что будет играть сдерживающую роль для противника», — уверял Игорь Коротченко.

Только вот студенты, судя по всему, услышали не только то, в чем их желали убедить, но и то, что от них всеми силами пытались скрыть. Нетрудно заметить, что речь идет не об оборонительных, а о наступательных вооружениях. И если закуплены будут именно они, это значит, что в Ереване планируют новые территориальные захваты. И если учесть, с каким упоением в Ереване околовластные политологи рассуждают об «ударе по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс», «наступлении до Евлаха» и т.д., такой сценарий представляется тем более реальным.

Но, как показал печальный для Армении опыт апрельских боев 2016 года, закончится все, скорее всего, потерями для Армении — и территориальными, и людскими. И по совершенно понятным причинам армянским студентам совсем не хочется подставлять себя под пули и осколки ударных дронов. Другое дело, что выбора в сегодняшней Армении у них может и не остаться.