За рубежом, Эхо

Армения в «инфраструктурной петле»

tupik-dead-end-jeleznaya-dorogaНУРАНИ

Несколько лет назад в популярной российской телепередаче «Сам себе режиссер» появился ролик про хомяка, который метался из угла в угол своей клетки, вертелся вокруг жердочки, забирался даже на ее «потолок».

Сопровождался видеоряд ироничными стишками: «Я не тигр, я не слон, я не птичка дятел, я простой хомяк, который в своей клетке спятил».

Изоляцию, напоминают знающие люди, тяжело переносят не только тигры и слоны: в клетке тесно даже мелкому грызуну. Но как быть, если в жесткой изоляции оказывается уже не хомяк, а целая страна? Причем без какого бы то ни было шанса из этой изоляции выбраться?

Между тем в Армении события развиваются именно так. Здесь, похоже, местная интеллектуальная элита только начинает осознавать степень, глубину, «плотность» и, пардон, безнадежность изоляции, в которой оказалась страна после успешной реализации в Азербайджане нового регионального суперпроекта — железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

Впрочем, начнем по порядку. На днях директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян в интервью «Первому информационному» весьма высокопарно заявил: «Армения традиционно не хочет быть забором, а хочет быть мостом. Армения хочет быть не полем для битвы, а полем для сотрудничества. И в этом смысле, когда соглашение с ЕС будет подписано, а вероятность подписания достаточно велика, тогда это станет весьма уникальным примером. Армения станет единственной страной, которая, будучи членом ЕАЭС, подписала подобное соглашение с Евросоюзом». В переводе: в Ереване то ли все еще рассчитывают на роль «связующего звена» между ЕС и ЕАЭС, то ли надеются навязать партнерам этакий геополитический «торг».

Только вот здесь самое время вспомнить, как еще в 2013 году, когда в Армении одновременно вели переговоры и с Москвой о вступлении в ЕАЭС, и с Брюсселем — об ассоциации с ЕС, российский эксперт Федор Лукьянов, отвечая на вопрос Tert.am: «Бывший посол Российской Федерации в Армении Вячеслав Коваленко в недавнем интервью заявил о том, что в контексте подписания Соглашения об ассоциировании Армении с ЕС «благими намерениями вымощена дорога в ад».

И на вопрос «По вашему мнению, какой это ад?» — заявил прямо: «У Армении свой «ад», и он никак не связан с подписанием договора с ЕС или с кем-то еще. И как раз этот «ад», который существует, имею в виду то изолированное и зажатое положение, в котором находится Армения, оно, фактически, означает, что Армения не может участвовать всерьез ни в каких интеграционных проектах ни с Россией, ни с Европой».

И теперь лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян высказался об этом достаточно откровенно. Он заявил, что не разделяет оптимизма одного из должностных лиц ЕС, который заявил, что Армения может стать связующим звеном между ЕС и ЕАЭС. Как уверен Арам Саркисян, Армения сегодня оказалась в изоляции по причине нескольких региональных проектов.

«Мы изолированы по нашей вине. В свое время мы предложили аналогичный проект «Армения — Иран», который мог бы стать осью между европейской транспортной системой и Персидским заливом. Наше предложение тогда воодушевило европейские страны», — говорит Арам Саркисян. Однако у Армении, по его словам, не получилось реализовать эти возможности. И, учитывая усиление изоляции с появлением железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, Армения окажется в еще большем тупике, считает Саркисян.

Нет, конечно, местные думающие аналитики с самого начала осознавали, что если новая дорога в обход Армении будет построена, то Еревану это обещает мало хорошего. Новая железнодорожная магистраль, конечно, строилась не для того, чтобы «уязвить» армянских политиков или «изолировать» Армению. Азербайджану и Грузии на фоне динамичного развития экономического сотрудничества с Турцией такая дорога необходима, а задействоать старые ветки, проходящие по территории Армении, по понятным причинам невозможно. Более того, когда на карте мира появится новая, современная, безопасная и работающая дорога, Армении, напомним в который уже раз, будет ой как непросто найти инвесторов для реабилитации своих железных дорог.

Но в Ереване были уверены: эта дорога просто не будет построена. Нефтедоллары? Они, по убеждению армянских «аналитиков», должны были «осесть» на чьих-то офшорных счетах и не более того. Армянское лобби прилагало титанические усилия, чтобы закрыть возможности получения Азербайджаном американских кредитов на строительство этой дороги. И теперь в Ереване несказанно удивлены, что железная дорога построена и запущена в эксплуатацию. И вот уже ереванская «Айкакан жаманак» безжалостно сыпет соль на раны: «Первая партия грузов из Казахстана доставлена по новой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в турецкий Мерсин. Об этом сообщает турецкое информагентство «Анадолу».

«В Баку открытие железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс состоялось 30 октября. Поезд доставил в Мерсин 30 контейнеров с 600 тоннами пшеницы. Расстояние от Карса до Мерсина в 1258 километров поезд преодолел за 30 часов. Пока что перевозка грузов по этой железной дороге носит испытательный характер. Себестоимость перевозок, продуктивность инфраструктур возможно будет оценить только спустя какое-то время. Новая линия, протяженностью 826 км, соединяет Азербайджан, Грузию и Турцию».

А другое оппозиционное издание, «Аравот», констатирует: «Данный международный (или региональный, если мы не верим в экономические перспективы железной дороги) проект вновь обошел нашу страну. Точно так же, как в обход Армении был построен нефтепровод Баку-Джейхан. В обоих случаях наши политические силы и власти не жалели сил и энергии, чтобы оставаться вне этих проектов. Например, неприсоединение к нефтепроводу Баку-Джейхан АРФД считала своей победой. В 1990-е годы в официальном органе этой партии во всех номерах аргументировалась политическая целесообразность не присоединяться к нефтепроводу. И отмежевание от железной дороги было претворено уже руками второго президента Армении Роберта Кочаряна. Кажется в 2004 году, во время встречи со студентами ЕГУ, Р.Кочарян заверял, что строительство никогда не начнется. В 2007 году, когда первые лица трех соседних стран подписали меморандум о намерениях начать строительство, наши власти все еще убеждали нас в том, что это блеф. Они убеждали, что США против этого проекта и не допустят его строительства. Это были времена, когда министр иностранных дел Осканян произносил блестящие речи о возможности непрестанного и неодолимого развития в течение ближайших 100 лет в условиях блокады».

Но теперь перед ереванским истеблишментом новый вопрос: что делать? Вначале здесь попытались заявить о возможности присоединиться к новой дороге. В Баку тут же ответили, что на фоне продолжающейся оккупации азербайджанских земель Армении на это лучше не рассчитывать. «Если Армения хочет использовать железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, в том числе с целью отправки по ней грузов, то сначала необходимо урегулировать нагорно-карабахский конфликт и, в первую очередь, вывести войска с захваченных территорий и ликвидировать факт оккупации азербайджанских земель. Азербайджан никого не оккупировал и не проводил в отношение кого-либо политику агрессии», — сказал глава внешнеполитического ведомства страны Эльмар Мамедьяров.

Тогда, напомним, вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов на полном серьезе заявил: «Если Азербайджан хочет, чтобы Армения присоединилась к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, то должен де-юре признать независимость «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)». Чем вызвал в Азербайджане вполне предсказуемый вал насмешек.

Комментаторы интересовались: господин Шармазанов уверен, что ставить условия должна именно Армения? Что Азербайджан не переживет, если в Ереване к этой дороге не присоединятся? Что казахстанской пшеницы, узбекского хлопка, всех других мыслимых и немыслимых грузов для ее рентабельности недостаточно, если не подоспеет Армения с сушеными персиками? Правда, ввозить в Турцию сухофрукты — это, конечно, идея на «шнобелевскую премию в экономике», если такая существует, но все же, какой логикой руководствовался господин Шармазанов?

Впрочем, понятно и другое. Вице-спикер парламента Армении после того, как его страна получила, как бы это помягче выразиться, «от ворот поворот», просто пытался по мере сил и интеллектуальных способностей изобразить хорошую мину при плохой игре и сделать вид, что это не Армению без особой деликатности развернули прямо у входа на новенький вокзал по причине «фейс-контроля», а она, гордая и неприступная, ждет, пока другая сторона выполнит ее условия.

Только вот куда тревожнее другое. В Армении с самого начала, как о том уже сообщала наша газета, были те, кто предлагал всеми силами присоединяться к новому проекту. Но нашлись и «эксперты», которые прямо призывали к «силовому ответу». И если первые получили недвусмысленный «отлуп», то вторые не унимаются. Во всяком случае, ереванский «Первый информационный», приводя мнения разных армянских экспертов, уже запугивает аудиторию «турецко-азербайджанским влиянием» в грузинской Джавахетии.

«Эксперт по вопросам Грузии» Ваге Саргсян рисует жуткую картину: неподалеку от шоссе Ахалкалаки-Ниноцминда построили большой массив — станцию, предназначенные для обслуживания, торговли и других видов деятельности многофункциональные центры, «из чего становится ясно, что железная дорога с собой принесет в «Джавахк» турецко-азербайджанскую рабочую силу».

«Таким образом, из-за мусульманского населения Джавахети на юге Грузии Армения сталкивается с потерей своей единственной христианской границы. То есть, все процессы в глобальном плане приводят к экономическому, демографическому и, в конечном итоге, военно-политическому поглощению всего юга Грузии со стороны Турции и Азербайджана, что в конечном итоге приведет к полной блокаде Армении. У нас нет сомнений в том, что, усиливаясь на этих местах, при наличии турецко-азербайджанской провокации, Армения скоро столкнется с большими трудностями при осуществлении грузовых перевозок по этой местности», — в беседе с «Первым информационным» отметил Ваге Саргсян.

А научный сотрудник Американского университета Армении, историк, востоковед Ваграм Тер-Матевосян добавляет: «Президент Армении должен встретиться со своим грузинским коллегой в «Джавахке» для обсуждения там армяно-грузинских отношений. В конце концов, ни один президент Армении не посетил «Джавахк» после Левона Тер-Петросяна. Это будет важным посланием властям Турции и Азербайджана, что у нас есть жизненно важные интересы в Джавахке, и мы так просто не позволим, чтобы строительство всего одного железнодорожного терминала нарушило доверие армян «Джавахка» к их будущему. Следующий вопрос — это долгая дискуссия, но все еще нерешенная проблема — открытие консульства в Джавахке».

В переводе: в Армении предлагают спровоцировать сепаратистские выступления среди армян Джавахетии.

Только вот в Ереване, похоже, не задумываются, что такой мятеж Грузия. скорее всего, погасит. А вот в результате может оказаться закрытой уже и граница Армении с Грузией. Есть, конечно, шанс, что это понимают и в официальных кабинетах Еревана. Так что оказавшейся в изоляции Армении безопаснее всего сегодня просто молча глотать обиду. И воздерживаться от резких телодвижений, чтобы не навредить самой себе.