Культура и Общество, Эхо

Мелкие преступники слишком дорого обходятся Азербайджану

Дж.АЛЕКПЕРОВА

Комиссия по условно-досрочному освобождению (УДО) провела заседание в учреждении по отбыванию наказания (колонии) №14 в Гарадагском районе города Баку. С участием самих осужденных были рассмотрены пять заявлений на УДО и 25 — на перевод в колонию-поселение.

По результатам рассмотрения, положительное мнение было вынесено по 20 делам (67%). Окончательное решение о смягчении наказания должен вынести Гарадагский районный суд, который примет во внимание не только характеристику заключенного, но и мнение комиссии.

«Мнение комиссии носит рекомендательный характер, в принципе, суд его может и не принять во внимание. Но, с другой стороны, предоставляемая администрацией колонии официальная характеристика заключенного не всегда исчерпывает информацию о нем.»

Об этом собщила Echo.az принявшая участие в заседании член ОК и совета Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Залиха Тагирова.

«Например, заключенный получил за время нахождения в заключении два поощрения и два наказания. Он исправился или нет? И множество других ситуаций, когда судья затрудняется с вынесением решения и самым удобным для него выходом является отказ. Ведь на нем — ответственность за безопасность общества, и его ошибка в случае освобождения может дорого обойтись. В таком случае мнение третьей стороны (а Комиссия по УДО такой и является) помогает суду».

По ее словам, в Европе тоже практикуется использование мнений третьей стороны, которая называется в таком случае amicus curiae, т.е. «друг суда», причем это мнение может быть как в пользу обвиняемого, так и против него.

«В советское время тоже практиковалось направление в суд ходатайств от трудовых коллективов и т.п. Как результат, при положительном мнении комиссии вероятность решения суда в пользу смягчения наказания возрастает до 90% и выше», — сказала Тагирова.

По ее словам, комиссия не дублирует суд, т.к. в нее подает заявление лишь часть заключенных, желающих обратиться в суд, поскольку мнение комиссии может быть не только положительным.

Напомним, что комиссия по УДО была создана в 2013 году по инициативе министра юстиции Фикрета Мамедова, и с тех пор рассмотрела несколько тысяч дел. В комиссию включены представители нескольких структур Министерства Юстиции, а также один из экспертов Общественного комитета (ОК) при министре.

Залиха Тагирова отметила тенденцию роста имущественных преступлений: 16 заявителей (больше половины) были осуждены за воровство и мошенничество. При этом суммы ущерба иногда были не сопоставимы с расходами на содержание, которые составляют порядка 6000 манатов в год.

«Например, обратившийся в комиссию Х. украл в магазине 3 мобильных телефона на общую сумму 319 манатов и отсидел 3 года и 3 месяца. Другой заявитель Ю. украл 20 мешков картошки на сумму 400 манатов и отсидел 3 года и 40 дней. Осужденный М. украл электросамовар, велосипед, и железные трубы и арматуру на сумму 325 манатов, отсидел 2 года. Сумма ущерба от их преступлений составляла меньше месячного расхода на их содержание в колонии, который идет из кармана не преступника, а налогоплательщиков,» — обьяснила она.

«Причем «отсидка» в четырех стенах с 3-разовым питанием и бесплатным медобслуживанием мелких преступников уже не пугает. На мой взгляд, куда более логичней и эффективней было бы привлечь их к общественно полезному труду, в том числе без лишения свободы», — сказала она.

З.Тагирова также отметила, что «треть рассмотренных дел (10) касались незаконного оборота наркотиков. Из них почти половина (4) являлись потребителями.

«Жаль, что инициатива лечить этих больных людей, а не держать их в колонии, не получила поддержки парламента. Вряд ли эти заключенные наберутся чего-то полезного от товарищей по тюрьме», — пояснила она.

Напомним, что правоохранительные органы решили, что отмена уголовной ответственности за наркоманию только ухудшит криминогенную обстановку в Азербайджане.

Хотя основная цель предлагаемых изменений в УК была в том, чтобы исправить несправедливость в отношении обычных наркозависимых граждан, которые были вовлечены в незаконный оборот наркотиков просто в качестве потребителей. Ведь от их поступка нет иных жертв, кроме них самих.

Ранее, по представлению президента Азербайджана, предлагалось внести дополнения к статье 74.1 Уголовного кодекса Азербайджанской Республики (освобождение от уголовной ответственности страдающих от наркомании). Согласно пункту 234.1 (приобретение и хранение наркотических и психотропных средств без цели реализации в количествах, превышающих дозы для личного пользования, карается лишением свободы сроком до трех лет), человека, совершившего преступление по этой статье, при этом в действиях которого нет другого состава преступления и который страдает от наркотической зависимости, посылают на принудительное стационарное лечение.

После выздоровления лечение прекращается, и суд освобождает человека от уголовной ответственности. Вопрос стал поводом для бурных дебатов в парламенте страны (sputnik.az).

Однако предложение посчитали неприемлемым. Правоохранительные органы выступили против декриминализации статьи 234.1. Решение объяснялось тем, что в Азербайджане, ввиду его географического расположения, существует вероятность попыток незаконного перевоза наркотических средств.

В то же время, есть опасность повышения спроса на наркотики, и тем самым, предложения. Все это, в свою очередь, может повлиять на рост числа преступлений. В итоге, принимая во внимание заключение правоохранительных органов, вопрос об отмене наказания за использование наркотиков сняли с повестки.