За рубежом, Эхо

Армянская логистика: мечты остаются мечтами

НУРАНИ

Интернет и социальные сети, утверждают многие, подарили миру огромное количество фейковых цитат от имени великих людей, которые эти самые великие люди никогда не произносили.

Более других здесь повезло — или не повезло — Отто фон Бисмарку. Который, как выяснилось, ничего не говорил об отделении Украины от России, при том что эту цитату в начале 2015 года в российском интернете «постили» все кому не лень.

Не говорил «железный канцлер», как выяснилось, и другой своей знаменитой фразы: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов». На самом деле ее произнес во второй половине семидесятых годов позапрошлого века некий депутат Рейхстага из группы Вильгельма Лева, имя которого архивы не сохранили. Дипломатические переговоры в число «рекордсменов по лжи» этот политик не включил.

Но вот искусство «межгосударственной лжи» тоже заслуживает самого серьезного внимания. Впрочем, куда чаще здесь приходится иметь дело даже не с прямой ложью, а с попытками так «завернуть» неприятную правду в удобоваримые и ласкающие слух формулировки, чтобы аудитория даже и не сразу поняла, что же, собственно, ей сказали.

Визит в Армению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева подарил тому весьма яркие доказательства. Как радостно сообщают СМИ Армении, в рамках официального визита председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева в Ереван сегодня в правительстве Армении подписан ряд документов, касающихся сотрудничества в сферах связи и коммуникаций, чрезвычайных ситуаций, а также между регионами двух стран, о чем проинформировала пресс-служба правительства Армении.

Так, глава Минтранса России Максим Соколов и министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваган Мартиросян подписали соглашение о развитии автомобильного сообщения. После чего Мартиросян бойко заявил корреспонденту Новости Армении — NEWS.am: теперь армянские грузовики смогут свободно ездить в Россию!

Только вот ереванский государственный муж не уточнил, по какой дороге это возможно будет осуществить. Общей границы у Армении и России нет. Ехать приходится через Грузию. При этом грузино-российская граница проходит по Большому Кавказскому хребту. Через него еще в далекие времена была проложена знаменитая Военно-Грузинская дорога. Но она несколько месяцев в году бывает закрыта то из-за снега, то из-за селевых потоков. Вначале в этом случае грузы приходилось везти через Баку. Затем еще в советские годы был построен ТРАНСКАМ — Транскавказская магистраль с Рокским тоннелем, которая позволяла без труда осуществлять автомобильные перевозки практически круглый год.

Только вот… проходит эта дорога через Южную Осетию, оккупированную Россией, и для «третьих стран» этот путь закрыт. В результате единственный сухопутный маршрут, связывающий Армению с Россией, проходит через КПП «Верхний Ларс» на все той же Военно-Грузинской дороге. И в зимний период КПП часто закрывается из-за угрозы схода лавин, весной и осенью — из-за селевых потоков.

В Армении уже давно мечтают об открытии железнодорожного сообщения и через Южную Осетию, и через Абхазию, по территории которой проходит железная дорога, позволяющая Армении выйти через Грузию на Россию. Но…тот же Максим Соколов вынужден был признать в беседе с журналистами в Ереване: руководство России работает в направлении открытия автомобильного и железнодорожного сообщения с Арменией по территории Абхазии и Южной Осетии, но результатов нет.

Как уверял Соколов, российская сторона всегда была открыта для диалога как с грузинскими, так и с абхазскими партнерами. «Контакты по линии Карасин — Абашидзе проходят регулярно, последняя встреча прошла в сентябре 2017 г. Результатом может быть открытие и железнодорожного, и автомобильного транзитного сообщения, в том числе через Южную Осетию», — сказал Соколов. Зато принялся уверять, что стороны в настоящее время работают над проектом открытия сообщения через Рокский тоннель и Транскавказскую магистраль.

«У нас готов к работе контрольно-пропускной пункт Нижний Зарамаг. «Но пока результата в рамках переговоров с грузинской стороной достичь не удалось. Но мы движемся вперед. Тем более что в рамках соглашения от 2011 г о транзитном сообщении, заключённом с одной из швейцарских компаний, у нас уже имеется инструмент по реализации автомобильного и железнодорожного грузопотока», — заявил Соколов.

«В переводе»: Россия пытается навязать Грузии такой вариант транспортных соглашений, где бы ее оккупированные регионы фигурировали в качестве «самостоятельных государств». На что в Тбилиси не соглашаются и вряд ли согласятся. Так что обещанного транзита Армении придется ждать ой как долго — пока Грузия не восстановит свою территориальную целостность. Розовые логистические мечты оборачиваются, пардон, громким пшиком.

И судя по всему, нечто похожее происходит и с другими радужными планами — насчет шансов Армении воспользоваться теми преимуществами, которые дает региону новая железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс. Ее открытие состоится уже 30 октября. В Армении эта новость вызвала понятный переполох. Железная дорога из Азербайджана в Турции в обход Армении становится реальностью.

Открытие же дороги Карс-Гюмри не просматривается. Еще несколько дней назад (и это не фигура речи!) в Армении заявляли, что эту железную дорогу Баку строит только с одной целью — «сделать плохо» многострадальной Армении. 17 октября на сайте ереванского «Спутника» появился пространный опус под заголовком «Держать армян и курдов в «черном теле»: подноготная проекта Баку-Тбилиси-Карс».

Но теперь… в Ереване лихорадочно изыскивают способы вскочить в проходящий мимо поезд. Известный азербайджанский журналист Вугар Сеидов в своем «Фейсбуке» прокомментировал сей пируэт весьма язвительно: «Все-таки, интересный народ армяне. Сперва шювян поднимают на весь мир, требуя от правительств и международных банков не участвовать в финансировании строительства железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс, убеждая всех в ее экономической «бесперспективности» и «ущербности» во всех смыслах — от экологии до чего угодно. А когда железная дорога усилиями трех стран превращается в реальность (кстати, открытие ее состоится 30 октября), они вдруг забывают о ее «бесперспективности» и «вреде» и требуют допустить их к пользованию ею. Вы бы, ребята, определились там как-нибудь».

Но пока что в Ереване «ищут варианты». Точнее, не варианты, а политологов и экспертов, которые подтвердят, что такие варианты есть. Но…

Ереванскому изданию «Лрагир» предстоящее открытие комментировал руководитель тбилисского Центра европейских исследований Каха Гоголашвили. Он уверенно заявил, что «для Грузии крайне важна развитая железнодорожная связь с Европой. Пуск в эксплуатацию этой дороги обеспечит Грузии эффективную возможность грузоперевозок в направлении Европы и развития торговли. Задействование моста между Азией и Европой крайне важно для Грузии. Это геополитическая функция».

Что же касается Армении, то, по мнению эксперта, «эта железная дорога не имеет отношения к изоляции Армении, она не может ее усугубить. Наоборот, мы должны стремиться к тому, чтобы по этой железной дороге в Европу направлялись и армянские грузы. Мы понимаем, что отношения Турции и Армении не блестящие, и турецкая сторона, возможно, будет против транспортировки армянских грузов. Но, думаю, в будущем Армения сможет воспользоваться этой дорогой, как пользуется сейчас грузинскими портами для транспортировки своих грузов в Европу. Улучшение отношений с Турцией на деле может стать настоящим прорывом для Армении, в том числе, и в смысле вовлечения в мировую экономическую систему. В будущем так оно и будет. Для этого нужно сделать все для преодоления политических противоречий».

То есть, напомнил, что ведет эта дорога в Турцию, и для того, чтобы воспользоваться ее преимуществами, Армении надо бы подумать над улучшением отношений с Анкарой. Что уже немыслимо без отказа от территориальных притязаний на Восточную Анатолию, Агры-Даг и т.д.

А это значит, что логистические мечты Еревана еще долго останутся мечтами.