За рубежом

Как долго продлится в Каталонии «романтика сепаратизма»?

А.ШАКУР

Любой кризис — это прежде всего война нервов. Та самая война нервов, где боевых действий и в прямом, и в переносным смысле вроде бы нет, но где малейшие нюансы поведения могут иметь определяющее значение.

В полной мере это подтверждают события в испанской Каталонии, где стремление регионального правительства довести до логического завершения свои обещания «побороться за независимость» привели к острому политическому кризису.

Еще недавно казалось, что ситуация в Барселоне заходит в тупик, что против полиции Пучдемон и его команда выставили впечатляющую «людскую волну», что в этой ситуации мадридским силовикам очень трудно выстроить правильную линию поведения, особенно, если рафинированная либеральная Европа уже потихонечку начинает возмущаться слишком жестким разгоном акции сторонников независимости в Каталонии.

Синхронные митинги сторонников независимости Каталонии и приверженцев единства Испании на улицах Барселоны становились новым символом. Многие мировые масс-медиа писали о том, что общество в Каталонии расколото, что шансов на компромисс немного и т.д. и т.п.

Но на этом фоне мало кто обратил внимание на одну составляющую кризиса. Заявив о готовности отложить объявления независимости Каталонии, лидер сепаратистов Пучдемон попросту проиграл войну нервов. А в Мадриде посчитали этот проигрыш верным сигналом, что в Барселоне уже спасовали и испугались последствий. Тем более что есть чего пугаться, и прежде всего в сфере экономики.

Женералитет не мог не понимать: бегство из Каталонии крупного бизнеса во всех смыслах не пройдет для региона даром. В охваченную непонятно чем Каталонию туристы тоже не приедут. Местные тетушки могут, конечно, ворчать по поводу «понаехавших», но в том, что без этих самых «понаехавших» успешного бизнеса у Каталонии не получится, тоже сомнений нет. А теперь добавился еще один фактор риска — Мадрид перешел к арестам организаторов референдума о независимости Каталонии. Это уже «огонь по штабам».

Испанские власти арестовали лидеров двух общественных каталонских организаций. Президент Национальной ассамблеи Каталонии Жорди Санчес и глава Omnium Cultural Жорди Куишар подозреваются в подстрекательстве к мятежу, передает «Евроньюс». Решение об их заключении под стражу без права выхода под залог было принято судом в качестве предварительной меры пресечения.

«Эти действия несовместимы с правосудием! Их цель — запугать и наказать нас за стремление к свободе», — заявил арестованный Жорди Санчес. Глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон написал на своей страничке в «Твиттере»: «Арест Санчеса и Куишара — очень плохая новость. Они пытаются посадить за решётку идеи, но в результате только усиливают нашу жажду свободы».

По испанским законам, призыв к мятежу карается лишением свободы сроком до 15 лет.

Главу каталонской полиции Жузепа Траперо, обвинявшегося в том, что он приказал не закрывать избирательные участки во время референдума о независимости, оставили на свободе. Но у него забрали паспорт, запретили покидать Испанию и предписали каждые 15 дней отмечаться в суде.

Здесь, пожалуй, надо учесть одну особенность европейской политической жизни. Сепаратистские лозунги находят отклик в многих регионах. Испанская Каталония и британская Шотландия — примеры известные, но не единственные. Свои сепаратистские течения есть во многих регионах.

Их лидеры и вдохновители в сегодняшней Европе с весьма мягкими политическими правилами игры без труда собирают голоса своих сторонников, создают партии и объединения, проходят в парламенты, прежде всего региональные, после чего начинают отчаянно торговаться с центральным правительством по поводу степени автономии, дележа собираемых налогов и прочих вопросов, представляющих взаимный интерес. Такая политика, без сомнения, может иметь успех и достаточно широкую поддержку — просто здесь важно уметь вовремя остановиться. Потому как дележ налогов и субсидий — это одно, а противозаконный референдум независимости — уже другое.

И, возможно стратегическая ошибка Карлеса Пучдемона состояла именно в том, что он, условно говоря, слишком заигрался в сепаратизм. Без сомнения, этот политик попался в ловушку собственных обещаний. Разговоров о налогах, сборах и экономическом потенциале в Каталонии наслушались достаточно. Теперь местным радикалам захотелось всего и сразу, а именно референдума о независимости. Того самого референдума, на которых центральная власть Испании не соглашалась и согласиться не могла.

Многие эксперты на полном серьезе рассуждает о том, что Мадриду было бы куда «выгоднее и «безопаснее разрешить проведение этого самого референдума. Пучдемон и его соратники любят, конечно, разглагольствовать от имени всех каталонцев, Но опросы накануне провокационного голосования показывали, что устойчивого большинства у сторонников независимости Каталонии здесь нет. Так что референдум, если проводить его по всем правилам, завершился бы, как и в Шотландии, победой юнионистов, то есть, сторонников единства страны.

Но власти Испании по понятным причинам предпочли не рисковать. Во-первых, Мадрид не хотел создавать прецедент. Во вторых, как показывает пример той же Шотландии, проигрыш на одном референдуме вовсе не означает, что его устроители не потребует провести новый плебесцит. Здесь по понятным причинам не хотели даже теоретически ставить под удар единство страны. Но сегодня, после того, как слова «Каталония» и «референдум» в одно предложение не поставил только ленивый, эти рассуждения имеют разве что теоретический смысл.

Другой вопрос, могли ли остановиться активисты в самой Барселоне и прежде всего контролировавшие Генералитет сторонники ее независимости. Они, судя по всему, оказались пленниками собственных громких обещаний. Даже после весьма жестких обещаний и предупреждении официального Мадрида в Барселоне были уверены, что до по-настоящему жестких мер дело не дойдёт. А значит, можно рискнуть. В случае чего, народ защитит своих лидеров.

Но здесь явно не ждали, что по лидерам ударит и Мадрид. Да так, что потеря голосов сторонников независимости на следующих выборах покажется самой маленькой из возможных неприятностей.

Правда, сами каталонские лидеры явно пытаются «усидетьна двух стульях».

Напомним: власти Каталонии еще 17 октября отвергли представленный накануне очередной ультиматум правительства Испании, отказавшись от требования Мадрида до предстоящего четверга ответить на вопрос о том, была ли руководством автономного региона провозглашена независимость или нет. Ранее Мадрид пригрозил Каталонии, на которую приходится пятая часть всей испанской экономики, приостановить самоуправление в регионе и ввести над ним прямое правление из столицы Испании, отмечает Reuters.

Однако Барселона отказывается от требования центрального правительства дать ясный ответ на вопрос о провозглашении независимости. «В четверг (19 октября) мы не предоставим (Мадриду) ничего другого, что уже было дано в понедельник (16 октября)», — заявил пресс-секретарь правительства Каталонии Жорди Турул.

Как напоминает сообщившее об этом EADaily, в минувший понедельник истек срок 5-дневного ультиматума, который Мадрид ранее предъявил главе каталонского правительства Карлесу Пучдемону. Последний должен был 16 октября четко ответить на следующий вопрос: «Было ли 10 октября, по итогам названного Мадридом незаконным референдума от 1 октября, в региональном парламенте Каталонии объявлено о независимости».

Пучдемон уклонился от прямого ответа, вновь пригласив центральное правительство Испании к переговорам для урегулирования кризиса. Однако Мадрид отказывается от диалога до получения ответа на свой «ультимативный вопрос».

После этого премьер-министр Испании Мариано Рахой выдвинул новый срок для получения от Барселоны ответа на поставленный вопрос. Очередной ультиматум истекает уже сегодня, 19 октября. В случае невнятной позиции Пучдемона и на этот раз, как сообщили Reuters источники в правительственных кругах Испании, Мадрид настроен предпринять самые решительные шаги, включая введение в действие статьи 155 испанской Конституции, разрешающей в отдельных случаях установление над автономными регионами прямого правления из центра.

Возможно, это именно тот случай, когда Евросоюзом пригодился опыт, но очень не демократичного СССР времён позднего Брежнева. По воспоминаниям генерала Чеслава Кищака, которого Войцех Ярузельский после военного переворота поставил во главе польской госбезопасности, Андропов полагал правильным действовать в духе времени и не увлекаться массовыми репрессиями. При первой встрече с Кищаком он сослался в качестве примера на сплавщиков леса, за работой которых наблюдал в Карелии в дни своей юности.

«Когда возникал затор на реке из бревен, сплавщики находили ключевое бревно и ловко его вытаскивали. Все! Затор ликвидирован, сотни бревен плывут дальше. Вот так лучше и действовать», — сказал шеф КГБ. Теперь и в Испании решили не прибегать к массовым репрессиям, а арестовать наиболее активных «борцов за независимость».

И вполне возможно, что это только начало. Каталонцы опасаются, что испанские власти готовятся арестовать членов правительства Каталонии, сообщает «Российская газета». К примеру, глава совета по внешней политике женералитета Каталонии Рауль Ромева сообщил журналистам в Брюсселе, что испанские власти могут поместить всех каталонских министров под арест. «Существует ли возможность отстранения меня, председателя правительства, или всего правительства или даже ареста, как мы наблюдали недавно в случае с двумя лидерами? Да, существует», — цитирует Ромева РИА Новости.

«Допустит ли этого Евросоюз?», — задал он риторический вопрос. И дал свой ответ: «Это может произойти, и мы действительно этим обеспокоены. Что-то подобное не только может произойти в ЕС, это уже произошло. Вспомните, 14 представителей каталонской администрации уже были задержаны и провели одну или даже две ночи в полиции». Словом, игры в сепаратизм оказались небезопасными.