За рубежом, Эхо

В Армении разворачивается «канализационный скандал»

НУРАНИ

Наблюдать за эволюцией «экспортно-экономических мечтаний Армении» — занятие как минимум небезынтересное.

Еще несколько лет назад здесь на полном серьезе планировали экспортировать высокотехнологичную продукцию, рассчитывали возродить унаследованный от СССР потенциал армянского приборостроения и едва ли не грезили славой будущего «компьютерного центра мира».

Правда, на практике все обернулось громким пшиком: как оказалось, на рынке мировой IT-индустрии никто не ждет многострадальную Армению с распростертыми объятиями, так что самым зримым свидетельством некогда бушевавших в местных головах и кабинетах грандиозных планов по развитию IT-индустрии стала разве что «революция флешек» — акция протеста молодых сотрудников этой сферы, возмущенных такими правилами пенсионного обеспечения, которые не сулили им ничего, кроме голодной старости. Большие надежды возлагались на развитие военно-промышленного комплекса, главным образом за счет российской поддержки.

Проще говоря, унаследованные от СССР предприятия еще советского быта к ВПК передавались в России в счет погашения долгов за нефть и газ. Как планировали в Ереване, получив от Армении этот «чемодан без ручки», который бросить жалко, а нести тяжело, Россия приложит все силы, чтобы эти предприятия возродить и сделать прибыльными. И опять — громкий пшик.

Как выяснилось, у России хватает своих депрессивных моногородов, устаревших предприятий и дотационных регионов, так что Армения оказалась здесь в конце очереди. Она, конечно, любимый форпост, но ее граждане на российских выборах не голосуют. А жители какого-нибудь Пикалево — голосуют. Потом были грандиозные планы развития армянской ювелирный отрасли. Главным образом речь шла об огранке алмазов.

Местные экономисты приводили множество аргументов в пользу «алмазной стратегии». Ювелирной отрасли предназначалась даже роль экономического «локомотива»: в Ереване строили планы, что именно она «вытянет всю экономику». И аргументы вроде бы приводили серьезное: армянская диаспора неплохо представлена в мировом алмазном бизнесе, в мире действует даже Союз армянских ювелиров со штаб-квартирой в швейцарском Базеле, так что Армения может привлечь сюда инвестиции. Но и тут случился провал.

Большинство армянских предприятий по огранке алмазов существовали только на бумаге и занимались не огранкой камней, а «отмыванием» алмазного сырья сомнительного производства, — то есть главным образом необработанных алмазов, поступавших на рынок из охваченных гражданской войной стран Африки, таких, как Сьерра-Леоне. К тому же Армения оказалась втянутой в процесс перевода в алмазы активов террористических группировок, так что «второй Амстердам» из Армении тоже не получился.

А экономика тем временем продолжает катиться «под горку». Теперь уже столь грандиозных прожектов в Армении не строят. Планы поскромнее — заработать на экспорте пищевых продуктов. И хотя об этом в Армении не говорят вслух, расчет главным образом делается на то, что соотечественники за рубежом предпочитают приобретать армянские товары.

Правда, как этот факт соотносится с периодически вспыхивающими в самой Армении скандалами в связи с появлением на прилавках то азербайджанских яблок, то турецких томатов, ясности нет. Но зато в Ереване с помпой провели выставку «Армпродэкспо», в которой, как радостно сообщил «Голос Армении», «приняли участие 110 организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживающих аграрную сферу и предоставляющих услуги из Армении и «Нагорно-Карабахской Республики» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)».

Оккупированный Карабах на выставке представлял Артур Баласанян, сын местного полевого командира Виталия Баласаняна. В полном соответствии с сюжетом анекдотов «армянского радио», его компания «Балaсанян» выпускает алкогольную продукцию и в первую очередь карабахскую «тутовку».

Представлена здесь, конечно, не только «тутовка» из оккупированного Карабаха, но и консервы, семена и т.д. и т.п. Правда, проявили ли интерес к выставке возможные импортеры, армянские СМИ не конкретизируют, хотя планы здесь у местных производителей большие. Только вот…

Не будем еще раз вспоминать все провалившиеся в Армении планы и даже напоминать, как здесь однажды в качестве предвыборных взяток раздавали просроченное варенье. Важно другое: как раз во время работы широко разрекламированной сельскохозяйственной выставки в Армении разгорелся скандал, с полным основанием заслуживающий эпитета «канализационный».

12 октября жители города Масис Араратской области Армении повредили канализационные трубы, соорудили ограждение из мешков с песком, чтобы «процедить» сточные воды, и использовали их для дальнейшего орошения сельхозугодий.

Наверное, если бы местные крестьяне сделали бы «врезку» в водопроводную линию, здесь еще можно было бы вспомнить, что в Армении уже не первый год бушуют «водные войны», где одни обвиняют крестьян в самовольном бурении артезианских скважин, что приводит к обеднению водных горизонтов, другие напоминают, что огромное количество воды расходуется на работу рыбоводческих хозяйств, которые патронирует экс-премьер и экс-спикер парламента Овик Абрамян…

Можно напомнить, что если в Армении намерены поддержать свой агробизнес, то начинать надо не с рекламы тутовки и не с помпезных выставок, а с мелиорации и создания системы орошения. Но если для полива огородов используют воду из канализации, то здесь нужны другие слова и другие оценки.

Инцидент с орошением сточными водами в городе Масис Араратской области Армении сельхозугодий является отнюдь не первым и не последним случаем, заявил в беседе с журналистами руководитель Информационно-аналитического отдела по оценке риска пищевой продукции Центра эколого-ноосферных исследований Национальной академии наук (НАН) РА Давид Пипоян.

По словам Д. Пипояна, для искоренения подобных явлений следует решить более фундаментальные проблемы. «Мы живем в стране, где сельскохозяйственная культура находится на таком низком уровне, что люди могут позволить себе использовать неотфильтрованные сточные воды для орошения», — отметил он. Д. Пипоян также добавил, что продовольственная система Армения уязвима, иными словами, это проявляется как раз в том, что люди могут позволить себе совершать подобные преступления

Эксперт подчеркнул, что орошение сточными водами оказывает исключительно негативное влияние на безопасность фруктов и овощей, что чревато многими биологическими угрозами и крайне опасно для здоровья людей. Канализационные отходы как удобрения использовать в принципе можно, но только после обработки. Иначе в них останутся бактерии, в том числе довольно опасные, добавил он. Кроме того, в сточные воды добавляются детергенты от моющих веществ. А это уже химия, добавил Пипоян.

«Проследить, чтобы такого не происходило, может только государство. Ведь потребитель не может по виду проверить, на каком поливе выращены салат или огурцы. А ведь их не подвергают термической обработке, а свежими кладут в салат, то есть — опасность вдвойне», — подчеркнул Пипоян.

Можно ли в таком случае говорить о развитии в Армении малого бизнеса — вопрос риторический. Но, тем не менее, на этой ниве раскручивается серьезная политическая интрига. Защитник прав человека Армении Арман Татоян заявил в беседе с корреспондентом газеты «Жоховурд», что обратится в Конституционный суд, если правительство все-таки пойдет по пути создания института бизнес-омбудсмена.

Как известно, Министерство юстиции подготовило законопроект, предполагающий создание института защитника прав предпринимателей. Кроме того, исполнительная власть намерена создать и должность омбудсмена по здравоохранению. «Здесь речь идет не о личном подходе, а от конституционности, поскольку данные инициативы противоречат Основному закону страны. Согласно Конституции, в нашей стране может существовать лишь одна структура по защите прав человека», — пояснил свою позицию Татоян.

Только вот вряд ли омбудсмена Армении волнует чистота законодательной процедуры и тем более судьба местного бизнеса. Конфликт этот между омбудсменом Армении и правительством страны тянется уже достаточно давно, и за это время его подоплека тоже разъяснялась в прессе, в том числе в нашей газете, неоднократно. Появление в Армении поста «бизнес-омбудсмена» — часть «первой волны обещаний» нынешнего премьер-министра Армении Карена Карапетяна.

Теоретически такая «точечная законодательная реформа» должна повысить защищенность предпринимателей от произвола властей. Можно, конечно, предположить, что заявление Татояна — это завуалированная атака на Карена Карапетяна, но на деле все куда грубее. В условиях армянской конкретики появление «бизнес-омбудсмена» будет означать возникновение еще одного канала для коррупционных схем. Не то чтобы Арман Татоян страстно жаждет с этой коррупцией бороться — он в полном соответствии с сюжетом старого анекдота намерен в этом участвовать.

И если теперь в Армении появится специальный бизнес-омбудсмен, для него, господина Татояна, это означает безжалостное отлучение, пардон, от кормушки. Распробовать, правда, он эту кормушку не успел, но в Армении, как известно, уже лет 100 плачут по «утерянным землям» турецкой Восточной Анатолии, которые в состав Армении не входили. Конфликт тянется, он обрастает множеством заявлений, обещаний, газетных утечек.

Бизнес-омбудсмен в Армении все еще не назначен. Кому достанется этот пост, ясности нет. Но самое главное, бизнеса, чью возможную «крышу» в Армении с таким упоением делят, нет тоже.