За рубежом, Эхо

В Армении возник нешуточный «дефицит армян»

НУРАНИ

Ереванские СМИ продолжают обсуждать итоги саммита СНГ, в работе которого принял участие президент Армении Серж Саргсян. И не просто принял участие, а выдал с трибуны прямо-таки замечательный образец фарисейства.

Как сообщает Tert.am со ссылкой на пресс-службу президентского аппарата, Серж Азатович с высокой сочинской трибуны заявил: «Уверен, что предстоящий юбилей Великой Победы — это еще один повод почтить память погибших в борьбе с фашизмом».

По мнению президента Армении, «это также хороший повод сообща выступить против попыток реанимации идеологии фашизма, распространения ксенофобии и расизма в мире».

И все бы ничего, если бы в Армении в прошлом году в присутствии самого Сержа Азатовича не открыли бы монумент Гарегину Нжде, гитлеровскому пособнику и заместителю командира армянского легиона СС, а пост заместителя министра спорта и по делам молодежи не занимал бы Хачик Асрян, который и не думает скрывать своих фашистских взглядов.

Серж Азатович тем временем не унимался. Оказывается, по его словам, «Армения неоднократно отмечала необходимость сплочения усилий международного сообщества в противостоянии таким проявлениям, как международный терроризм, экстремизм и организованная преступность. Поддерживаю принятие соответствующих документов, регламентирующих взаимодействие стран СНГ в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, наркобизнесу, финансированию терроризма и другим преступлениям международного характера».

В устах президента страны, где террористов возводят в ранг национальных героев, это звучало весьма пикантно. Особенно с учетом такой маленькой детали: спецслужбы Армении оказывали и оказывают поддержку многим группам в северокавказском бандподполье, включая и те, что присягнули ИГ, рассчитывая «развернуть» их террор против Азербайджана.

Впрочем, внимание привлекает еще одно заявление Сержика Азатовича: «Мы поддерживаем предложенное Российской стороной Заявление о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей, прекрасно понимая, что институт семьи является основой общества, а также объединяющим фактором народов».

И все бы, как говорится, ничего, если бы эти самые «традиционные семейные ценности», во-первых, не стали бы в Армении причиной весьма громкого политического скандала как раз накануне отъезда. И не получили бы в этой стране весьма своеобразного подтекста.

В начале недели в Армении был дан старт обсуждению законопроекта «О предотвращении семейного насилия». Выступая на общественных слушаниях, министр юстиции Давид Арутюнян пытался по мере сил объяснить, что такой закон Армении необходим: «Официально с 2012 по 2016 гг. в полиции был зарегистрирован 3571 случай семейного насилия. Речь идет о зарегистрированных случаях. О том, что «теневые» показатели в данной сфере гораздо выше, свидетельствуют многочисленные исследования. По данным Следственного комитета, в 2015 году число убийств из-за семейного насилия составило 17% от всех совершенных в республике».

По его словам, лишь в первом полугодии 2015 года в Армении было возбуждено несколько десятков уголовных дел по преступлениям, направленным против сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних.

«Самым удручающим фактом является то, что в значительной части случаев речь шла о домогательствах в отношении несовершеннолетних со стороны членов их семей. По данным первого полугодия 2017 года, в производстве Следственного комитета находилось 215 дел по семейному насилию, из которых 5 — дела об убийствах», — добавил министр, уточнив, что «действующее законодательство не предусматривает эффективных методов соразмерной реакции насилию и защиты жертв. Такого рода действия не подвергаются системному урегулированию».

Министр особо подчеркнул: «Законопроект не предусматривает новых урегулирований по лишению или ограничению родительских прав. Мы также не пошли по пути ужесточения уголовной ответственности. Целью законопроекта является, в первую очередь, предотвращение (насилия) и защита». Тем не менее, против нового закона в Армении поднялась форменная буря. Общественные слушания вылились в скандал и «разборки».

И, как заявил в интервью «Лрагир» правозащитник Артур Сакунц, «дирижируют» этим хором недовольных представители Кремля.

«Примечательно, что оппоненты пришли не для дискуссии, а для того, чтобы провалить обсуждение. Примечательно также, что распространялись листовки на русском языке, которые были либо отпечатаны в России, либо посольством России в Армении. То есть, против законопроекта выступают представители российского истеблишмента, и в самой России против этого закона также есть явное противостояние. Это прямое вмешательство, причем, антиконституционное по сути. Они приводят в качестве доводов ложные тезисы о том, что семьи, якобы, распадутся, детей будут выдворять из семей» — заметил правозащитник.

Артур Сакунц не исключил, что «провал» закона о предотвращении семейного насилия, кроме всего прочего, должен еще и сорвать подписание нового соглашения Армении с Евросоюзом.

«До заключения соглашения об Ассоциации с ЕС в 2013 году предусматривались принятие и поправки в ряд законов. Причем, принятие этих законов должно было стать платформой сотрудничества с ЕС, которое строится на общности ценностей. До подписания соглашения в этом году также предусмотрено принятие ряда законов, в том числе, закона против дискриминации, которые нацелены на защиту прав человека и реализацию конституционных требований и международных обязательств. Таких обязательств нет в ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и прочих союзах. В этих пророссийских структурах отсутствуют система ценностей, права человека, демократические принципы, уважение к правовому государству. Россия видит во всем этом угрозу, в том числе, в контролируемых ею государствах, которые изыскивают иные платформы сотрудничества, выстроенные на демократических принципах и правах человека. Альтернативой являются диктатура, антидемократические и антигуманные ценности. Это, конечно, попытка провалить соглашение Армения-ЕС» — уверен правозащитник.

Понятно и другое. «Ювенальной юстиции» и «разрушению традиционной семьи на Западе» в российских ток-шоу «достается» едва ли меньше, чем «русофобии» или «бандеровцам». И вот теперь этот «тренд» распространился на Армению, где под ударом уже оказалась не «ювенальная юстиция» и не ЛГБТ, а закон, направленный на предотвращение семейного насилия. Такое вот «бей жену — спасай Россию».

Но даже не это самое главное. Как выясняется, вопрос о «традиционных семейных ценностях» в Армении пытаются «пристегнуть» к своей давней проблеме — демографии и миграции. Той самой, которая уже «выдула» из Армении соленое количество граждан и продолжает их «выдувать», причем уезжают, нетрудно догадаться, в первую очередь молодые, здоровые и наиболее квалифицированные. И, конечно же, стараются побыстрее убраться подальше те, у кого в семье есть юноши призывного возраста. В результате наличие проблемы признают даже в правительственных кругах.

«Недавно депутат фракции РПА Самвел Фарманян заявил о намерении в ходе осенней сессии парламента выступить с инициативой создания неформальной рабочей группы для поисков решения усугубляющейся демографической проблемы, а затем, уже в интервью «ГА» сказал о том, что «в нынешних реалиях зачастую обсуждения проблемы демографии сводятся лишь к разговорам о миграции, которая является хоть и важнейшим, но только одним из ключевых факторов».

Словом, в Армении возник нешуточный «дефицит армян», и как с ним справляться, ясности нет. То есть можно, конечно, пойти на реальный компромисс в Карабахе, провести в Армении экономические реформы, нормализовать отношения с соседями и сделать жизнь в стране привлекательной для ее собственных граждан, но это процесс долгий, трудоемкий и требующий такой политической воли, которой у официального Еревана нет.

В результате здесь решили пойти своим путем. И вот уже в интервью «Голосу Армении» кандидат социологических наук, замдиректора научно-образовательного фонда «Нораванк» Самвел Манукян весьма откровенно дает понять, почему официальному Еревану «продвинутые» и образованные женщины, знающие свои права, ну совершенно не нужны.

«Сегодняшние студенты говорят, что не собираются лет этак до 29-30 создавать семьи, потому на первом месте — карьера. Возьмите 1000 женщин: если они выйдут замуж в 20 лет, в 21 родят первого ребенка, в 25 — второго, это значит, что за тот же промежуток времени детей родится больше. И эти дети быстрее станут 20-25-летними, и воспроизводство пойдет быстрее. А при другой тенденции? Если та же женщина выйдет замуж в 30 лет, значит, и ее ребенок, тот, который должен был родиться, когда ей было 20, родится на 10 лет позже. Причем речь о первенце, второго может вообще не быть. И этот ребенок тоже, возможно, только через 30 лет родит своего ребенка. Видите разницу в темпах воспроизводства? Такая вот простая арифметика…».

И теперь, основываясь на этой «простой арифметике», в Армении решили поставить на службу демографии такие вот своеобразно понимаемые «традиционные семейные ценности». Где борьба с семейным насилием — это «вредная идея» и вообще не актуальный вопрос. До ограничения прав женщин на образование и «запреты на профессии» для них дело еще не дошло, но избранные Арменией методы «демографической политики», нацеленные, пардон, на «воспроизводство пушечного мяса», не позволяют исключать и такой поворот.