Э.РУСТАМОВА
Очень часто встречаются случаи, когда для увеличения кредита намеренно завышают стоимость залогового имущества. Кредитодатель, то есть банк, закрывает на это глаза, если речь идет об их родственниках, друзьях, партнерах по бизнесу. Об этом сообщил в беседе с Echo.az экономист Натиг Джафарли, комментируя новость о том, что Международная финансовая корпорация (IFC) выступила с инициативой о пересмотре стандартов оценки залогового имущества, поскольку нынешняя система устарела.
«Залог — это эффективная демонстрация состоятельности намерений заемщика и гарантия его благонадежности. Согласно нынешней системе, оценка залогового имущества не должна сильно различаться от средней рыночной цены. Но это достаточно размытое понятие, например, если речь идет о недвижимости или подержанном автомобиле,» — сказал эксперт.
По словам Джафарли, об этой проблеме впервые за долгое время заговорили финансовые органы страны после проблем с Международным банком Азербайджана, когда выяснилось, что МБА выделял многомиллионные кредиты, при этом залог не отвечал сумме кредита.
«Десятки миллионов манатов были выданы практически под честное слово,» — рассказал Джафарли.
«Кстати, такая картина обнаружилась во многих азербайджанских коммерческих банках, то есть в Азербайджане проблема не только в том, что принципы оценки залога устарели, но и в том, что банки не соблюдают необходимых требований. К сожалению, никто не вынес урок, до сих пор эта проблема существует на финансовом рынке Азербайджана. Приближенные лица к владельцам и руководителям банков могут получать большие кредиты, взамен не предоставляя залоговое имущество. Да, для «галочки» кредитозаемщик в документах указывает то или иное имущество, но кредитодатель понимает, что реальная стоимость залога неравноценна сумме кредита, но банк закрывает на это глаза», — сказал Джафарли.
При этом экономист отметил, что во многих финансовых операциях требуется предоставление залога, особенно, если речь идет о выдаче крупных денег.
«Но были случаи, когда наши банки выдавали кредиты, вовсе не требуя залог. Это является неправомерным, речь идет о применении коррупционных схем. Профессиональная оценка залогов для банков должна выполняться независимым экспертом для определения реальной стоимости залогового имущества, но это часто не соблюдается. Как правило, максимальная сумма кредита — 60% стоимости залогового имущества, чтобы минимизировать риски. Ведь никто не гарантирован от того, что залог может обесцениться или повредиться. Во многих странах действует такая система. Но азербайджанские банки действуют по своей системе, которая часто идет вразрез с законодательством», — сообщил Натиг Джафарли.
Отметим, что в качестве предмета залога могут выступать следующие активы: объекты недвижимости: здания, сооружения, частные дома, квартиры, земля и другие виды недвижимости, имеющие документы на право собственности. Транспортные средства различной категории: автомобили, катера, грузовые машины, воздушный транспорт и т.д.
Нематериальные активы: имущественные права и обязательства, авторские, изобретательские и другие права. Акции, векселя и другие ценные бумаги.
Как ранее сказал консультант Международной финансовой корпорации (IFC) Хамид Мамедджанов, в Азербайджане необходимо создание единых стандартов оценки залогового имущества, сообщает Trend.
По его словам, используемые в Азербайджане в настоящее время стандарты основываются на старых международных аналогах, принятых еще в 2003 году.
«После этого международные стандарты не раз менялись, а последние изменения были внесены в 2017 году, поэтому мы предлагаем Азербайджану проект создания новых стандартов оценки», — сказал Мамедджанов.
По словам Мамедджанова, создание единых стандартов, которые будут понятны всем участникам рынка, позволит избежать разногласий, а также минимизировать риски участников рынка.
«Существующее сегодня недопонимание и разногласия между банками и предпринимателями из-за результатов оценки имущества обусловлены отсутствием единых стандартов», — отметил Мамедджанов.
Азербайджан сотрудничает с IFC с 1995 года. За это время корпорация предоставила стране кредиты на 473 миллиона долларов на реализацию 56 проектов.