За рубежом, Эхо

Дипломатический кризис made in Russia?

turkey-usaА.ШАКУР

«Дипломатическую хронику» в газетах редко читают «взахлеб» — ну, быть может, за редким исключением в виде громких скандалов или разоблачений.

Во-первых, все это не столь увлекательно и эффектно, как свежие сплетни из мира шоу-бизнеса. А во-вторых, и, возможно, «в-главных», здесь необходимо анализировать нюансы отдельно взятых заявлений и в то же время видеть общую картину. Словом, не ток-шоу со звездными скандалами.

Иное дело — то, что происходит сегодня между Турцией и США. На этой неделе в Турции был арестован сотрудник генконсульства США в Стамбуле Метин Топаз. Его обвинили в «нарушении конституции» и «попытке сместить правительство Турецкой Республики». По данным следствия, Топуз связывался с полицейскими начальниками, аффилированными с «глубинным государством» Фетхуллаха Гюлена, а также с бывшим турецким прокурором Зекерией Озом, который также связан с ФЕТО. В прошлом Оз расследовал резонансные дела, в том числе о масштабной коррупции в правительственных кругах.

В ответ дипмиссия США в Анкаре приостановила выдачу неиммиграционных виз.

«Последние события заставили правительство США пересмотреть приверженность правительство Турции к обеспечению безопасности объектов и персонала американской дипмиссии. Чтобы минимизировать количество посетителей нашего посольства и консульств, мы приостановили все неиммиграционные визовые услуги во всех американских дипмиссиях в Турции», — указали американские дипломаты.

В Анкаре, однако, с такой трактовкой не согласны. По словам официального представителя МИД Турции Хюсейина Мюфтюоглу, арестованный сотрудник не числился в официальном списке персонала посольства США.

В ответ Анкара точно так же объявила о приостановлении выдачи неиммиграционных виз гражданам США.

«Последние события вынудили правительство Турции пересмотреть обязательства правительства США в сфере обеспечения безопасности для сотрудников дипмиссий Турции. Наше посольство и консульства приостановили работу по выдаче неиммиграционных виз, чтобы уменьшить число посетителей, пока проводится этот пересмотр», — сообщает официальный Твиттер посольства США в Турции.

Каждая из сторон демонстрирует твердость и решительность. С одной стороны, арестованный сотрудник генконсульства США в Стамбуле не обладал дипломатическим иммунитетом, но Вашингтон решил продемонстрировать, что здесь «своих не сдают». С другой, Турция полна решимости добиться от США выдачи исламского проповедника Гюлена, которого в Анкаре не то чтобы совсем уж бездоказательно обвиняет организации путча в июле прошлого года.

Российские политологи, как того и следовало ожидать, тут же заговорили об «охлаждении» между Анкарой и Вашингтоном и о том, что Анкара все больше склоняется к Москве. Что на фоне недавних переговоров Путина и Эрдогана звучало весьма убедительно.

Только вот этот «дипломатический триллер» разворачивался как раз в то время, когда президент Турции находился с визитом в Украине. Эксперты предупреждали: сам факт визита президента Турции в Украину практически сразу же после его разрекламированных переговоров с Владимиром Путиным говорит о многом, и это «многое» не так уж приятно для РФ.

Впрочем, если быть до конца откровенным, то думающие аналитики с самого начала советовали не переоценивать потенциал сближения между Анкарой и Москвой. И называли «навскидку» несколько причин для своего скептицизма.

Противоречия между двумя странами, указывали они, никуда не исчезли. Те усилия, которые предпринимает Россия, накачивая оружием свой «форпост» в лице Армении, вряд ли остаются без внимания Анкары. Не совпадают — и это еще мягко сказано — позиции двух стран по Крыму. Вряд ли без внимания Турции прошла и та роль, которую Россия сыграла во вспышке сепаратизма среди иракских курдов.

Наконец, «дипломатический скандал» последовал как раз в то время, когда в Анкаре посылали США недвусмысленный «месседж» насчет возможных пределов своей дружбы с Москвой. Во всяком случае, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара может отказаться от покупки у Москвы зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400, если не будет достигнуто соглашение об их совместном производстве.

По его словам, Турция пока не получала никакого официального отказа по этой теме. И добавил, что «если настроенные против России страны не хотят, чтобы Турция покупала у нее С-400, то они должны предоставить нам свой вариант», — подчеркнул глава МИД. Что уже выглядит как недвусмысленное приглашение к торгу.

О том, что Турция продолжает проявлять интерес к покупке у США систем противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) Patriot, несмотря на соглашение с Россией о поставках ЗРС С-400, сообщала и газета Daily Sabah со ссылкой на источник в турецком правительстве.

По ее данным, о продолжении диалога между Анкарой и Вашингтоном на тему закупок систем Patriot сначала рассказал заместитель председателя оппозиционной Народно-республиканской партии в ходе визита в американскую столицу на прошлой неделе. Позже источник в турецком правительстве также подтвердил изданию, что республика все еще заинтересована в этих системах. По его словам, «главным условием для их покупки является передача технологий и совместное производство».

Более того, в Турции дают понять, что настроены на деэскалацию и «дипломатического конфликта» с Германией. Во всяком случае, Турции Мевлют Чавушоглу в интервью немецкому журналу Der Spiegel хоть и заявил, что вина в ухудшении отношений лежит на немецкой стороне, но недвусмысленно выразил надежду на нормализацию отношений своей страны с Германией при новом правительстве в Берлине. Как передает «Вести.Ру», по словам Чавушоглу, он «не видит причин для проблем между Германией и Турцией» и уже предлагал «своему другу» — главе МИД ФРГ Зигмару Габриэлю — «смотреть вперед».

«Если вы сделаете нам навстречу один шаг, то мы сделаем два», — цитирует выдержки из интервью Чавушоглу «Интерфакс» со ссылкой на турецкое агентство «Анадолу».

А тут уже в совершенно неожиданном свете предстает и визит в Россию короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, который накануне российские СМИ осветили более чем подробно. Понятно, что у Москвы и Эр-Рияда более чем достаточно перспективных направлений сотрудничества и точек соприкосновения.

Только вот не следует забывать еще обо одном: в странах залива, ранее входивших в Османскую империю, заряд антитурецких настроений накоплен еще со времен первой мировой войны, когда по науськиванию Лоуренса Аравийского вожди местных бедуинских кланов поднимали восстания в тылу турецкой армии. В девяностые и «нулевые» никого не удивляло, когда в Мекке взорвали старинную турецкую крепость, чтобы построить отель для паломников.

А многие эксперты указывают, что и в катарском кризисе не последнюю роль сыграло стремление духи установить более близкие, чем это считали допустимо в Эр-Рияде, отношения с Турцией. Так что визит «Хранителя двух святынь» в Москву — это тоже информация к размышлению, что переговоры Путина и Эрдогана завершились совсем не так хорошо, как это было представлено в СМИ.

Другое дело, что в эту схему как минимум не вписывается «дипломатический кризис» между Турцией и США. Казалось бы, на этом фоне Анкаре совершенно не с руки играть на обострение в отношениях США. Но…

Здесь, пожалуй, нелишне вспомнить нашумевшие во всех смыслах события уже не из турецкой, а из американской истории. Речь идет о том самым маккартизме ,»охоте на ведьм» и прочих»прелестях» американской политической жизни вскоре после второй мировой войны. Об этих событиях написано и сказано предостаточно. И, на первый взгляд, здесь трудно отыскать что-то новое — ну, может, за вычетом некоторых свежерассекреченных подробностей «атомного шпионажа» или «дела Розенбергов». Другой вопрос, что чаще всего за кадром остается политический фон той самой «охоты на ведьм».

Напомним: совсем недавно, в годы второй мировой войны, СССР и США были союзниками по антигитлеровской коалиции. Это сотрудничество имело множество последствий, в том числе и в таком деликатном вопросе, как приход во властные структуры и политический истэблишмент значительного числа сторонников теплых отношений Москвы и Вашингтона.

В годы второй мировой войны люди, «рукопожатные» по обе стороны Атлантики, по понятным причинам были весьма востребованы и в Москве, и Вашингтоне. Но в мае 1945 года после капитуляции Германии закончилась война в Европе, в сентябре того же года капитуляцию подписала Япония, и «общий враг», против которого и дружили СССР и США, просто исчез с политической арены.

А уже в пятидесятые грянула Корейская война, где бывшие союзники в прямом смысле оказались готовы стрелять друг в друга. И если раньше, в то время, когда советские летчики учились летать на британских и американских машинах, те самые официальные и неофициальные сторонники дружбы были весьма полезными дипломатии, то теперь, после начала корейской войны и уж тем более на фоне войны «холодной», на них стали смотреть как на потенциальных вражеских «агентов влияния». И не только влияния, заметим от себя — «атомной шпионаж» дает здесь изрядную пищу для размышлений. И вряд ли случайно, что в те же годы в СССР тоже началась «борьба с космополитизмом» и т.д.

Наконец, есть и такая истина. Активное сотрудничество двух стран, особенно если это сотрудничество масштабное, долгосрочное и многостороннее, обязательно создает в обеих обществах по обе стороны границы — даже если физическое границы и не существует — огромное количество, условно говоря, «групп дружбы». Конечно, подавляющее большинство тех, кого к этим группам — конечно, в смысле — можно отнести, искренне патриоты и вполне добропорядочные граждане своей страны.

Применительно к Турции это и владельцы отелей в Анталье, и агропромышленный комплекс, и местные энергетики, которые уже попробовали на вкус и «Голубой поток», и перспективы «Турецкого потока»… Но в том, что среди них, включая и тех, кто занимает государственные посты, найдутся персоны, которых в нужный момент можно «дернуть за ниточки, или даже «по дружбе» подбросить им информация о причастности к гюленовской сети, скажем, сотрудника американского консульство, тоже сомнений мало.

А дальше уже скандал и дипломатический кризис будут развиваться по своей логике, как запущенный «с горки» железнодорожный вагон. Весь вопрос здесь в том, чтобы суметь вовремя остановиться. Как показывает заявление Мевлюта Чавушоглу, в эскалации конфликта США в Турции не заинтересованы.