За рубежом, Эхо

«Холодную войну» никто не хочет, но…

rus-nato2НУРАНИ

«Играть в войнушку» любят, как известно, дети во многих странах, причем забава эта пронизывает целые поколения. Сегодня, впрочем, в войну играют и взрослые, начиная от «ролевиков» и заканчивая «реконструкторами».

Но одно дело — игра в войну. И совсем другое — подготовка к настоящей войне, включающая в себя и учения. Которые отличаются от «игры в войну» ровно настолько, насколько дворовая игра в футбол — от тренировки профессиональных игроков.

Учения «Запад — 2017», которые Россия проводила у границ Польши и стран Балтии, уже завершены. Однако пикировка вокруг них продожается. По официальной версии, в учениях были задействованы до 12,7 тыс. военных, около 70 самолетов и вертолетов, до 680 единиц боевой техники, в том числе около 250 танков, до 200 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов. В НАТО, однако, называют куда более внушительные цифры — 120 тысяч солдат. Что вызывает неприкрытое раздражение у представителей России.

Постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко заявил в эфире телеканала «Россия-24», что Североатлантический альянс пытается искусственно завысить количество участников стратегических учений «Запад-2017».

«Система подсчета количества личного состава, а также основных вооружений и техники — это достаточно сложная задача. <…> У меня такое впечатление из разговоров с нашими коллегами из НАТО, в том числе военными, что НАТО пытается «набить» искусственно эту цифру, засчитывая в эти учения всю военную деятельность, которая осуществлялась на территории РФ и Беларуси в период проведения «Запада», — сказал он. — В частности, они говорят о том, что наша стратегическая авиация летала на Дальнем Востоке, и стреляли мы в Капустином Яру, но это, конечно, никакого отношения к самим учениям «Запад-2017″ не имеет».

«Это, очевидно, было сделано специально, чтобы демонизировать эти учения, чтобы показать, что Россия продолжает использовать военную деятельность для того, чтобы запугать Запад», — подчеркнул Грушко.

Господину постпреду, честно говоря, лучше бы держать в голове простую истину: на Западе никого не «демонизируют». Там просто сделали выводы и из «пятидневной войны» против Грузии, и из аннексии Крыма.

Паники в структурах НАТО не заметно. Излишнего благодушия, однако, тоже. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в интервью корреспонденту Радио Свобода/Радио Свободная Европа в Брюсселе, что не видит непосредственной угрозы, исходящей от России, но в то же время констатировал серьезное ухудшение отношений после аннексии Крыма и дестабилизации Восточной Украины. По словам Столтенберга, у НАТО существует двойной подход к России, основанный на обороне и диалоге.

«Мы должны быть сильными, нам нужно быть уверенными, что у нас всегда имеется надежное сдерживание и защита», — заявил Столтенберг. НАТО не хочет «холодной войны», «нам не нужна новая гонка вооружений, поэтому мы также обращаемся к России за политическим диалогом», — подчеркнул он.

Отвечая на вопрос об учениях «Запад», проведенных Россией и Беларусью, в связи с сообщениями о том, что Россия оставила в Беларуси военнослужащих и технику, Столтенберг подчеркнул, что любые войска могут оставаться в Беларуси только с согласия правительства этой страны, и обратил внимание на заявления министра обороны России, что войска выведены после окончания учений.

Однако прозвучали в ходе интервью и другие заявления. Так, Столтенберг отметил, что НАТО проводит оценку количества и состояния войск в Беларуси. Но самое главное, он напомнил, что Россия на протяжении последних лет осуществляла значительное наращивание военной мощи, увеличивала расходы на оборону, осваивала более современные возможности, тренировала свои силы. Как подчеркнул Столтенберг, Россия оказалась способной использовать военную силу против своих соседей, особенно, в Украине. Поэтому НАТО, по его словам, ответило «пропорционально, взвешенно».

В самом деле, в том, что все стянутые для участия в них войска вернулись в места постоянной дислокации, есть серьезные сомнения. Во всяком случае, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) Виктор Муженко предупредил, что Россия оставила войска после проведения учений «Запад-2017» на территории Беларуси.

А это, добавим от себя, создает реальную опасность: Москва вполне может попытаться атаковать Польшу с белорусской территории. В Минске стремятся сохранить добрые отношения с Киевом, но насколько эффективно там смогут противостоять силовому давлению Москвы, если таковое последует — вопрос открытый.

Опасения Киева разделяют и в Варшаве. Министр обороны Польши Антоний Мачеревич, в свою очередь, заявил, что украинская сторона очень хорошо информирована о российско-белорусских учениях, и предложил всерьез отнестись к сведениям о том, что российские войска остались на территории Беларуси. Он также отметил, что в реальности в учениях «Запад-2017» принимали участие 120 тыс. солдат.

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков опроверг эту информацию, заявив, что она не соответствуют действительности. По его словам, заявление Муженко о «спрятанных» в Беларуси российских войсках «демонстрирует всю глубину деградации Генштаба Украины и профнепригодности его руководителя». Только вот подозрения в «нечестной игре» в связи с учениями «Запад — 2017» слишком серьезные, чтобы их можно было отмести с порога.

Отметим сразу: в различных источниках на Западе называют и куда более скромные цифры, чем 120 тысяч. Но и они «в разы» превосходят официально объявленные Россией данные о 12,7 тысяче участников.

Наконец, немалое беспокойство испытывают на Западе и в связи с попытками РФ развязать против НАТО «электронную войну». В сентябре в работе латвийского оператора сотовой связи LMT произошли сбои, которые, вероятно, были спровоцированы испытанием Россией специализированного оборудования для создания помех, сообщает Reuters со ссылкой на представителя НАТО и источники в латвийских спецслужбах.

По данным источников агентства, устройства, создающие помехи, располагались в районе Калининграда, а их сигнал был направлен в сторону Швеции. При этом латвийское побережье также оказалось в зоне действия «глушилок». В НАТО заметили, что аналогичные перебои были зафиксированы во время российско-белорусских стратегических учений «Запад-2017».

А по словам источника Reuters в Альянсе, это произошло во время отрабатывания российской армией схем перехвата сигналов и глушения гражданских мобильных сетей. По мнению экспертов, Россия, судя по всему, в состоянии блокировать коммуникации «в значительном радиусе и с относительной легкостью».

Наконец, изрядную пищу для размышлений дает рассказ на страницах The Wall Street Journal: «По словам представителей западных вооруженных сил, Россия открыла новую линию фронта с НАТО, используя ахиллесову пяту почти всех солдат Альянса — их личные смартфоны». Жертвами этой кампании стал контингент из 4 тыс. военнослужащих НАТО, размещенных в этом году в Польше и государствах Балтии.

Причем это не только рядовые-призывники, но и офицеры, в том числе подполковник армии США Кристофер Леуру, заступивший на пост командующего базы НАТО в Польше в июле. По его словам, вскоре после этого он вернулся к своему автомобилю по окончании стрельб и обнаружил, что его личный iPhone подвергся хакерской атаке: хакер пытался взломать второй уровень защиты пароля с русского IP-адреса. «На нем была маленькая карта Apple, и в центре карты была Москва, — сказал полковник Леуру. — Там была надпись: кто-то пытался получить доступ к вашему iPhone».

«Полковник Леуру, готовящий тактические позиции войск к отражению потенциального российского вторжения, также обнаружил, что за ним физически следят через его iPhone», — говорится в статье.

«Они пытались определить мое местоположение с помощью геолокации, кто бы они ни были, — сказал он. — Я подумал: «Что за черт?». Кроме того, по словам Леур, по меньшей мере, у шести солдат, находящихся под его командой, взломали телефоны или аккаунты Facebook.

Как уверены на Западе, в кризисной ситуации взломанные телефоны могут быть использованы для замедления реакции НАТО на военные действия России, если, к примеру, личный телефон командира будет использован для отправки ложных распоряжений. Хотя такие сообщения, полученные с личного устройства, должны игнорироваться, это может создать неразбериху, предупреждают они.

«Если же взломанный телефон попадет в охраняемую зону, например на военный командный пункт, он может быть использован для сбора конфиденциальной информации», — отмечает издание. И это не единичный случай. По сведениям газеты, по словам офицера, находившегося тогда на базе вблизи границы Эстонии с Россией многие солдаты в январе жаловались на «странные вещи», которые происходили с их телефонами на военной базе Тапа незадолго до прибытия французских и британских солдат НАТО.

В марте на телефоне эстонского призывника, когда он находился близ российской границы, начал играть хип-хоп, который он не скачивал, и примерно в то же время с его телефона начали пропадать контакты, рассказал солдат.

«Россия всегда стремилась атаковать военнослужащих НАТО с разведывательными целями, — отметил Кир Джайлс, эксперт исследовательского центра Chatham House. — Но нынешняя кампания преследования и запугивания беспрецедентна».

Здесь, пожалуй, нужно отвлечься от темы. В самом деле, хакеры, взламывая чужие смартфоны, стараются остаться незамеченными, но РФ, судя по всему, избрала другую тактику: «обозначить присутствие» в смартфоне, который человек уже давно считает частью своего личного пространства. И это уже заставляет вспомнить события не такого уж давнего прошлого. В июле 2016 года в СМИ начали просачиваться данные о массовой кампании запугивания американских дипломатов и журналистов со стороны спецслужб РФ.

Вначале обозреватель Washington Post Джош Рогин в своей статье «Россия преследует американских дипломатов по всей Европе» сообщил, что в Вашингтоне состоялось совещание американских послов в России и Европе, которые сетовали, что российские спецслужбы «постоянно досаждают их дипломатическому персоналу выходками, простирающимися от несуразных до довольно страшноватых. Иные методы запугивания стандартны: они следуют за дипломатами или членами их семей, являются без приглашения на светские мероприятия или платят репортерам за статьи, которые выставляют американцев в отрицательном свете».

Но в последнее время запугивание, которое практикуют российские спецслужбы, уже достигает уровня криминальности, писал Рогин. Несколько бывших и действующих официальных представителей США изложили Рогину содержание серии секретных докладных записок, присланных в Вашингтон из-за границы американскими дипломатами. Они повествуют о том, как «российские взломщики вламывались среди ночи к ним домой лишь для того, чтобы переставить мебель местами или включить все лампочки и телевизоры, а потом уйти».

Бывший посол США в Москве Майкл Макфол жаловался на то, что власти досаждают ему платными пикетчиками, а группы наружного наблюдения следуют за его детьми до школы. По словам Рогина, в этой тактике нет ничего нового: в первый срок Барака Обамы российские спецслужбы проникли в жилище американского военного атташе и убили его собаку. Но после вмешательства России в Украине и введения Вашингтоном ответных санкций против российских чиновников и предпринимателей, близких к Владимиру Путину, травля американского дипперсонала в Москве значительно усугубилась.

Теперь, судя по всему, похожую тактику РФ пытается перенести на солдат НАТО. Только вот НАТО — не та организация, с которой можно вести «политику устрашения». Как пишет Le Monde, председатель Военного комитета НАТО генерал Петр Павел заявил газете: «Учения были очень сложные, нацеленные не только на борьбу с терроризмом». По его словам, речь идет о «подготовке к крупной войне с противником, имеющим паритет».

«НАТО рассматривает «Запад-2017″ как учения, направленные на прикрытие множества учений, прямо или косвенно связанных вместе, под единым командованием и контролем из Москвы», — заявил он. Напоминает газета и о другом: ранее генерал Ходжес ратовал за то, чтобы европейцы установили «военный Шенген», позволяющий войскам НАТО быстро перемещаться, подвергаясь минимальной проверке, по гражданским путям сообщения (по автомагистралям и железной дороге).

Проще говоря, в НАТО продолжают работать над усилением обороны своего восточного фланга. Другое дело, что, в отличие от Северной Кореи, здесь предпочитают не выступать с угрозами, а действовать. И то, что в НАТО не испугались, может оказаться по-настоящему плохой новостью для РФ.