За рубежом

Церковный скандал в Армении: новый эпизод

ashot-sukiasianНУРАНИ

В Армении завершается очередной громкий судебный процесс. Обвиняемый по делу об оффшорном скандале предприниматель Ашот Сукиасян приговорен к 16 годам лишения свободы. Такой вердикт вынес суд общей юрисдикции ереванских районов Эребуни и Нубарашен.

Кроме того, суд постановил конфисковать 8 млрд. 519 млн. 412 тысяч драмов в пользу Пайлака Айрапетяна, 632 млн. 403 тысячи драмов (17,8 млн. USD) в пользу сына Пайлака Айрапетяна, Вардана, 2 млрд. 763 млн. драмов (5,78 млн. USD) в пользу Гагика Гарибяна. В своем последнем слове Ашот Сукиасян заявил, что не совершал преступления, а имущество ему Пайлак Айрапетян отдал добровольно и просил заложить. Но эти заявления суд не убедили.

«Офшорный скандал» был действительно громким. Как сегодня поясняют в Ереване, он вспыхнул после того, как СМИ распространили сведения о регистрации на Кипре компании WLISPERA HOLDINGS LIMITED, акционерами которой, как утверждалось, были тогдашний премьер-министр Армении Тигран Саркисян, глава Араратской епархии Армянской апостольской церкви Навасард Кчоян и предприниматель Ашот Сукиасян. Именно эта компания, уверяли «осведомленные лица», имеет прямое отношение к банкротству известного бизнесмена Пайлака Айрапетяна, владельца универмага «Армения».

Здесь, пожалуй, нужно отступление. Еще до распада СССР у этнических армян были весьма сильные позиции в «алмазном бизнесе» — и легальном, и — вернее, по большей части — нелегальном. Не случайно, что после начала массовой «репатриации» этнических армян в СССР по советским судам прокатилась волна дел о контрабанде золота и валюты, где у фигурантов фамилии заканчивались на «-ян».

А когда СССР распался, в Армении грезили едва ли не славой «второго Амстердама». Местной «ювелирной отрасли» отводили даже роль «локомотива», который, дескать, должен «вытянуть» всю остальную армянскую экономику. Вначале «ювелирка» действительно дала впечатляющий «всплеск», но затем все заглохло. Да, среди зарубежных армян были и ювелиры-дизайнеры, и мастера-гранильщики, только вот в нищую и голодную Армению они перебираться не спешили.

К тому же на «большой» алмазный рынок пробиться оказалось непросто: как выяснилось, ереванских гранильщиков здесь никто не ждал с распростертыми объятиями. И в результате армянскую «ювелирку» практически полностью подмяла под себя «нелегальная» составляющая: большинство армянских ювелирных предприятий существовало лишь на бумаге, занимаясь в основном «отмыванием» камней сомнительного происхождения, а то и переводом в алмазы финансовых активов террористических организаций. Когда же и «кровавыми алмазами», и «алмазным бизнесом» террористов заинтересовались спецслужбы, армянская «ювелирка» попросту рухнула.

Но это очевидно теперь, а в 2009 году, когда разворачивались основные события «офшорного дела», на алмазный бизнес возлагались больше надежды. И как рассказывал потом Пайлак Арутюнян, в 2009 году он как участник программы развития в Армении алмазного и ювелирного дела участвовал в совещании у премьер-министра, где также присутствовали Ашот Сукиасян, архиепископ Навасард Кчоян и еще пара десятков предпринимателей, подвизавшихся на ниве алмазного бизнеса.

Тигран Саркисян что-то говорил о поставках из России алмазного сырья «в счет кредита», но потом вдруг передал слово Ашоту Сукиасяну. А тот без обиняков ошарашил собравшихся сообщением, что «в африканском государстве Сьерра-Леоне у него есть золотые и алмазные прииски и что он готов поставлять высококачественное сырье, стоимость которого будет на 15% ниже предлагаемой Россией цены».

Честно говоря, любой предприниматель от такого предложения категорически отказался, а с его авторами постарался бы не иметь никаких дел. Охваченная гражданской войной Сьерра-Леоне — основной поставщик на черный рынок тех самых нелегальных «кровавых алмазов», которыми местные повстанческие группировки расплачиваются за оружие.

А местные воротилы черного алмазного бизнеса весьма тесно связаны с террористическими организациями. Эти сведения просочились в печать еще после 11 сентября 2001 года, когда спецслужбы США начали самым тщательным образом отслеживать финансовые операции «Аль-Каиды» вообще и перевод ее «активов» в алмазы в частности. Более того, в алмазы перевела свои активы и «Хезболлах».

И как уверены многие, в немалой степени с этой аферой был связан и спешный отъезд из Армении крупных инвесторов, вроде бы даже готовых «вложиться» в местную ювелирку: одно дело — легальный, пусть и немного рискованный, бизнес, и совсем другое — соучастие в такого рода аферах.

Но в Армении свои представления о морали — здесь предложение подзаработать на алмазах Сьерра-Леоне прозвучало на заседании у главы Кабинета министров. У «алмазных предпринимателей» загорелись глаза — перспективы открывались самые заманчивые. И тут Сукиасян, убедившись, что присутствующие «заглотили наживку», добавил: для того, чтобы проект засверкал всеми алмазными гранями, нужен сущий пустяк — каких-то 12 миллионов долларов инвестиций для приобретения необходимой техники.

Все это напоминало «нигерийские письма счастья», но Пайлак Арутюнян не мог себе представить, что такую комбинацию будут разыгрывать в кабинете у премьер-министра. 12 миллионов «в кармане» не было и у него, но зато имелось имущество, которое он и заложил в банк «Америа» для получения кредита. Этот кредит и пошел на регистрацию офшорной компании с VIP-учредителями. Банк выдал 33 миллиона «зеленых», 10 миллионов Арутюнян отдал Сукиасяну и сел ждать алмазных прибылей. А Сукиасян, взяв деньги, просто исчез с горизонта. Пока не был арестован в Грузии.

Сукиасяна, как выражаются в определенной среде, судя по многим признакам, «пустили паровозом», взвалив на него всю ответственность. И Навасард Кчоян, и Тигран Саркисян всю историю категорически отрицают, а предприниматель Ашот Сукиасян отправил генпрокурору письмо, где признал, что это он от имени премьер-министра и главы Араратской епархии зарегистрировал компанию без ведома последних. Возможно, он рассчитывал на смягчение приговора, но суд «впаял» ему 16 лет. Правда, сколько из них Сукиасян реально просидит в тюрьме, вопрос открытый.

Однако наблюдателей волнует другое: не слишком ли легко отделались во всей этой истории и экс-премьер-министр Тигран Саркисян, и архиепископ Навасард Кчоян?

Кчоян вообще фигура, скажем так, экстравагантная. Это тот самый архиепископ, который ездил на «Бентли» и заявлял, что это подарок одного из прихожан, а до этого был «шикарный «Мерседес»». У священника есть и наградной пистолет. И все это заставляет, скажем так, серьезно переоценить интегрированность армянских церковных иерархов в местный бизнес, в том числе, а возможно, прежде всего в криминальный.

Строго говоря, это тоже произошло не вчера — достаточно вспомнить, что даже по материалам КГБ СССР, Эчмиадзин был одним из крупнейших в Советском Союзе центров контрабанды. Во всяком случае, по сведениям армянского скандального сайта Shame.am, «о том, что сотрудники-священнослужители религиозной организации «Армянская Апостольская Святая церковь» всемогущи, известно всем.

Им все разрешено: принявшему обет безбрачия католикосу — иметь детей, архиепископу — носить оружие, другому архиепископу — иметь звание в восточных боевых искусствах. Они никогда не довольствуются имеющимся и находятся в постоянных поисках новых беззаконий». И вряд ли на эти беззакония должным образом отреагирует власть.