За рубежом

«Ямайка» с нацистским привкусом

angela-merkelА.ШАКУР

Согласно старым политическим традициям ФРГ, каждая полоса на немецком триколоре соответствует одной из партий, которые после второй мировой войны долгие годы составляли политическую картину страны: «черными» называли сторонников ХДС/ХСС, «красными» — социал-демократов, желтый цвет ассоциировали со свободными демократами. Действовали в ФРГ, конечно, и другие партии, но их считали «мелкими», «маргинальными» и т.д.

Но в 1998 году, впервые в истории, монополия традиционных партий была нарушена: социал-демократы составили коалицию не со «свободными демократами», не считавшими зазорным примыкать то к «правым» в лице ХДС/ХСС, то к «левым», а с партией «зеленых», во главе которой стоял бывший участник радикального молодежного движения конца шестидесятых Йошка Фишер. Которому, по традиции, достался пост вице-премьера и министра иностранных дел.

Теперь эксперты пророчат «зеленым» союз ХДС/ХСС Ангелы Меркель и со «свободными демократами. А еще не получившуюся коалицию иронично назвали «Ямайкой» — по цветам государственного флага этой островной республики — если, конечно, «коалиционные переговоры» не преподнесут сюрприз и социал-демократов не уговорят войти в коалицию с ХДС/ХСС.

Впрочем, расскажем по порядку. В Германии подводят итоги парламентских выборов. По последним данным, которые приводят «Вести» со ссылкой на РИА «Новости», партийный альянс ХДС/ХСС во главе с действующим канцлером Ангелой Меркель на выборах в бундестаг показал лучший результат: он набрал 33% голосов (246 мест).

Правда, победу канцлерин несколько омрачает то обстоятельство, что это худший результат правого партийного блока аж с 1949 года. Тем не менее остальные соперники далеко позади. Ближайший преследователь — Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с Мартином Шульцем — получает 20,5% (153 места), и это тоже худший для социал-демократов результат в истории.

Но главной — хотя и ожидаемой — сенсацией стало другое. Впервые проходит в немецкий парламент правая «Альтернатива для Германии» с 12,6% голосов. Более того, она сразу становится третьей силой в бундестаге (94 места).

Основание праздновать победу имеет Либеральная Свободная демократическая партия (СвДП). Она получает 10,7% (80 мест), и если учесть, что на прошлых выборах «желтые» вообще не прошли в Бундестаг, не сумев преодолеть пятипроцентный барьер, это повод пить шампанское. Или пиво — в зависимости от традиций. В мажорном настроении «Левые» — 9,2% (69 мест) и «Зеленые» — 8,9% (67 мест).

А вот у социал-демократов настроение далеко не радостное. Отрыв от партии Меркель составил более 10% — по меркам ФРГ это внутриполитическая катастрофа. И самое главное, не оправдались надежды на «политический реванш». После того, как Франк-Вальтер Штайнмайер занял пост президента ФРГ и партия лишилась своего естественного лидера, вопрос, кто поведет «соцдемов» на выборы, приобрел невиданную ранее актуальность.

Кандидатура Зигмара Габриеля, нынешнего главы МИД ФРГ, была отвергнута, и партию перед выборами возглавил Мартин Шульц, бывший глава Европарламента. Он старательно эксплуатировал образ «человека из народа», едва ли е бравировал тем, что в молодости имел проблемы с алкоголем и так и не получил высшего образования…но заручиться поддержкой избирателей не смог.

Пока что в ФРГ идет тот самый «межпартийный торг», и здесь уже появились первые сюрпризы. В течение долгих лет у власти в ФРГ находилась так называемая «большая коалиция», куда входили и правая ХДС/ХСС, и левые социал-демократы. Однако сторонники Шульца уже заявили, что на сей раз в коалицию с христианскими демократами они не войдут.

Тем не менее в лагере сторонников Меркель не теряют надежды возродить, вернее, сохранить «большую коалицию».»Мы призываем сейчас все партии к ответственности, чтобы обеспечить этой стране стабильное правительство», — заявил по «горячим следам» выборов генеральный секретарь Христианско-демократического союза (ХДС) Петер Заубер.

В кругах сторонников Меркель не исключают, что все же уговорят социал-демократов войти в правительство. Шаг этот во многом вынужденный: «впрячь в одну телегу», то есть в одно правительство, «зеленых» и свободных демократов будет непросто. Правда, сами социал-демократы пока не выказывают готовности «передумать».

Председатель фракции СДПГ в бундестаге Томас Опперман объяснил решение прсто: избиратели решили, «что место СДПГ в оппозиции». И вообще, по его словам, в ходе предвыборной кампании «зеленые» и либералы надавали много обещаний и теперь ответственны за их выполнение. «Можно, конечно, говорить друг с другом, но мы не будем вести коалиционные переговоры», — подчеркнул политик.

Теоретически, конечно, возможно, что правительственную коалицию сформирует партия, занявшая не первое, а второе место на выборах, в истории ФРГ уже были. Как напоминают эксперты, за всю историю ФРГ был только один случай, когда какая-либо партия смогла получить абсолютное большинство голосов и сформировать чисто однопартийное правительство.

Этого достижения в виде 50,2% голосов избирателей в 1957 году сумел добиться только легендарный немецкий политик Конрад Аденауэр. Все остальные правительства за всю историю ФРГ были исключительно коалиционными. Через 12 лет после триумфа Аденауэра, в 1969 году, блок ХДС-ХСС во главе с бывшим членом гитлеровской партии Куртом-Георгом Кизингером стал самой популярной политической силой ФРГ, собрав на выборах 46,1% голосов избирателей. Но…46,1% голосов — это не 50: плюс один голос, и канцлером ФРГ стал лидер социал-демократов Вилли Брандт, чья партия получила на выборах всего 42, 7% голосов. Вилли Брандт позже станет еще одной политической легендой, но тогда этого никто не знал.

Более того, в 1976 году история практически повторилась. Формальным победителем выборов стал получивший 48, 6% голосов избирателей блок ХДС- ХСС во главе с Гельмутом Колем, будущим «объединителем Германии». Но главой правительства стал лидер социал-демократов Гельмут Шмидт, чья партия заручилась поддержкой всего 42,6% избирателей.

Но на сей раз, уверены эксперты, «коалиция второй партии» тоже вряд ли возможна. У социал-демократов с их вероятными союзниками не хватит голосов на формирование своего правительства. Тем более что солидный их куш — 13% «с хвостиком» — оттянула на себя «Альтернатива для Германии».

А эксперты уверены: «Альтернативе» с ее идеологией, основанной на ксенофобии, исламофобии и популизме, уготована роль «нерукопожатных маргиналов». В правительственную коалицию ее никто приглашать не намерен. Более того, успех правых популистов и ксенофобов на выборах в ФРГ по понятным причинам напугал многих.

А вот здесь надо поподробнее. СМИ РФ, ранее не упускавшие случая «пройтись» по поводу «реваншистских настроений» в ФРГ, на сей раз едва ли не потирают руки: «Альтернатива» не без оснований считается пророссийской партией, она выступает за снятие санкций с РФ и т.д. Только вот стоит ли РФ особенно радоваться по этому поводу — вопрос открытый. Как напоминают аналитики «Московского комсомольца», «»Альтернатива» в Бундестаге будет надежно блокирована со всех сторон. И этот пример не единичен.

Изменились ли к лучшему отношения между РФ и Францией из-за того, что на президентских выборах 2017 года лидер партии «Национальный Фронт» Марин Ле Пен заняла второе место? Нет, не изменились. А между тем Россия инвестировала в Ле Пен немалый объем политического капитала. Когда весной этого года за считаные недели до первого раунда президентских выборов во Франции Путин принял в Кремле лидера «Национального фронта», это заметили не только политики в Париже. Это заметили во всем западном мире».

В самом деле, эту партию открыто считают «нерукопожатной». Более того, в ФРГ может включиться свой «сигнал тревоги». The Washington Post, напомнив, что «»Альтернатива для Германии» (АдГ) — антииммигрантская, антиевропейская, антинатовская партия — добилась лучших результатов, чем когда-либо раньше, получив 13,5% голосов», — делает вывод: «Как в Нидерландах, Австрии, во Франции и Польше — и, что уж греха таить, в США, Британии, Венгрии, Швеции, Финляндии, Италии и практически повсюду — крайне правые националисты теперь громче заявят о себе в магистральной политике и в Германии».

И самое главное, не исключено, что в ближайшее время уже в Германии вспыхнет свой «рашенгейт». «Один русский хакер, имеющий отношение к сети «Twitter-ботов», сказал в интервью BuzzFeed News, что он и еще 30 человек в России во время текущих выборов продвигали сообщения в поддержку немецкой ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ)», — пишут голландский исследователь Хенк ван Эсс и журналистка Джейн Литвиненко в статье, опубликованной BuzzFeed News.

«Этот мужчина, который назвался «Александер» (Alexander), сообщил BuzzFeed News, что твиты рассылались «бесплатно (взаимовыгодно)». Он отказался вдаваться в подробности того, в чем состояла взаимная выгода, и не ответил, просил ли его кто-то помочь АдГ», — говорится в статье.

Но вот «отмыться» от подозрений «Альтернативе» будет непросто. России как стране — тем более. Так что пересматривать свои отношения с ней, вполне возможно, станет не только концерн Siemens, чьи турбины в нарушение санкций «всплыли» в Крыму.