За рубежом, Эхо

О чем свидетельствуют взрывы банкоматов в Ереване и Москве?

bankomat-vzrivНУРАНИ

Что обычно обещают правители своим подданным? Несколько веков назад, как утверждают хроникеры, бургомистры европейских городов обещали своим подданным, что у них «каждую неделю в горшке будет вариться курица». Обещали построить новую школу, больницу, отремонтировать церковь, снизить налоги…

Сегодня в ходу уже другие обещания, где не последнее место занимают планы превратить свою страну в «донора технологий». Армения — не исключение: ее лидеры обещали и обещают нечто подобное, уповая то на развитие IT-сектора, то еще на что-нибудь.

Только вот обещание это, похоже, имеет шанс сбыться совсем не так, как этого хотелось бы гражданам «маленькой, но гордой многострадальной Армении». Которая действительно выступает в качестве «донора технологий», но… криминальных.

Впрочем, расскажем по порядку. В Москве расследуют «кражу века»: злоумышленники подорвали банкомат, похитив ни много ни мало 40 миллионов рублей. На Лермонтовском проспекте на юго-востоке российской столицы четверо неизвестных проникли в отделение «Альфа-банка» и, подорвав банкоматы, похитили наличность на общую сумму более 40 миллионов рублей, после чего поспешили ретироваться.

Потом появилось и распространенное МВД РФ видео, на котором заметно, как четверо «взломщиков» в скрывающих лица капюшонах проникают в помещение с банкоматами, непродолжительное время возятся возле них, после чего выскакивают наружу, а в помещении происходит взрыв.

В истории было предостаточно способов «взять» банк. В прежние годы грабители рыли подкопы и подбирали отмычки к сейфам. Иосиф Джугашвили, «Коба», вместе с другим революционером-боевиком, Симоном Тер-Петросяном, более известным как «Камо», 13 июня 1907 года организовал «экспроприацию» банковской кареты на Эриванской площади Тифлиса.

Уже в конце ХХ века на смену отмычкам пришли компьютерные «взломы». А потом, с развитием рынка «банковских карточек», выяснилось, что грабить можно не только банки, но и банкоматы. Где тоже есть вожделенная «наличка».

А вот тут уже нельзя не вспомнить: нечто похожее совсем недавно произошло в Армении. 9 сентября, в 06.00 по местному времени, неизвестные взорвали банкомат в центре Еревана, похитив 2 миллиона драмов (4,1 тысячи долларов). «По предварительным данным, у банкомата был подорван газовый баллон, похищенная сумма составляет 2 миллиона драмов. Еще раз повторяю, все это предварительные данные», — отметила тогда советник главы Следственного комитета Армении Сона Трузян.

По факту кражи в следственном отделе по административным районам Кентрон и Норк-Мараш следственного управления Следственного комитета Армении по Еревану было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.177.1 (Кража в особо крупных размерах) и ч.2 ст.185.1 (Умышленные уничтожение или повреждение имущества).

Что это — совпадение? Или…

Вот об этом «или» надо бы поподробнее.

Как свидетельствуют специалисты, в мире криминала тоже есть международное сотрудничество. И чем сильнее между двумя странами контакты «легальные», тем активнее и «нелегальные». Так что в самом факте «перетекания» криминальных технологий между Арменией и Россией нет ничего удивительного. Показательно другое: в роли «донора» здесь выступает Армения. И такое происходит не в первый раз. Специалисты напоминают: активное переселение этнических армян из-за рубежа в Армянскую ССР еще в шестидесятые годы привело к тому, что в этой республике начали реализовываться преступные «схемы», широко бытовавшие за пределами СССР.

Прежде всего, Армения очень скоро вышла на лидирующие роли в контрабанде золота, валюты и драгоценных камней. Контрабандой, и «золотой», и обычной, занимался даже Эчмиадзин. Но дело не ограничивалось преступлениями «имущественными». Так, именно в Ереване произошел первый на территории СССР случай «киднеппинга», то есть похищения с целью выкупа. Похитили сыновей-близняшек местного «цеховщика». Причем мальчиков убили сразу, но торг с родителями продолжали. Преступление было раскрыто, виновные понесли наказание, но специалисты уже тогда предупреждали: судя по всему, из-за рубежа на ПМЖ в Армению перебираются не только законопослушные граждане, но и заведомые бандиты. Которые, сменив место жительства, верность своей опасной «профессии» сохраняют.

Вскоре, однако, станет понятно и другое: обычным общеуголовным криминалом дело не ограничивается. В армянской среде есть не только криминальные сообщества, но и традиции политического террора. В результате уже в 1977 году Москва познакомилась уже с куда более опасными «армянскими технологиями» — Степан Затикян и его подельники заложили «адскую машину» в метро. Взрывов было несколько, но именно «акция» в метро оказалась самой кровавой: 7 человек были убиты, 37 — ранены.

Сегодня в Москве предписано считать, что серия взрывов 1977 года — это «единичный эпизод», и больше с армянским террором РФ не встречалась (пусть даже в расследовании нескольких терактов существовали весьма обоснованные подозрения на «армянский след»). Не вспоминают даже серию взрывов в поездах дальнего следования на российском Северном Кавказе в начале девяностых. Даже судебный процесс над соучастниками этих взрывов в РФ по сути спустили на тормозах.

Теперь же прежние «технологии», похоже, вновь напомнили о себе. Казалось бы, по степени общественной опасности ограбление «Альфа-банка» — это не теракт с десятками жертв. Только вот взрыв банкомата в Москве — это не просто новое слово в ограблении банков. Это, будем откровенны, еще и «перетекание» в криминал технологий, более характерных для политического террора.

В Азербайджане вряд ли кому-то имеет смысл напоминать, как глубоки в Армении традиции политического террора. «В практической плоскости» это означает, что здесь, кроме всего прочего, хватает и «мастеров», способных собрать «на коленках» самодельное взрывное устройство. А уж к автомобилю неугодного политика или к банкомату его прикрепят — это уже «вопрос выбора цели». И кто может дать гарантию, что эта «цель» будет выбрана только в Ереване, но не в Москве?