Культура и Общество, Эхо

Проблемы детей в регионах Азербайджана

deti-children-region-azС.АЛИЕВА

Вот уже в течение нескольких месяцев в стране осуществляется проект организации «Надежное будущее» — Оказание социально-психологической и юридической помощи жертвам бытового насилия, в рамках кампании борьбы с бытовым насилием», который завершится в октябре.

Напомним, что осуществление проекта стало возможным благодаря финансированию Совета государственной поддержки неправительственных организаций при президенте Азербайджанской Республики. Проект охватывает шесть районов Азербайджана: Губа, Геранбой, Исмаиллы, Гейгель, Агдам и Зардаб.

О подробностях реализации проекта Echo.az рассказала исполнительный директор неправительственной организации «надежное будущее» Кямаля Ашумова.

ИНТЕРВЬЮ

— Сколько районов вам осталось посетить и по какому принципу они выбирались?

— В рамках проекта осталось посетить Гейгельский и Геранбойский районы, и это будет сделано в ближайшее время. Вообще, шесть районов были выбраны не случайно, а на основании данных статистики «горячей линии», а также по тому, что из этих регионов нередко поступала информация о бытовом насилии. Еще одним важным моментом, повлиявшим на выбор, стал тот факт, что в этих регионах нет НПО, занимающихся проблемами бытового насилия и Центров реабилитации.

Так, мы выбрали Геранбойский и Агдамский районы из-за того, что они являются прифронтовыми, и люди там живут в состоянии стресса. Оттуда нередко звонят дети, которые говорят, что им страшно спать, так как они слышат выстрелы. Население этих районов особенно нуждается в психологической помощи. Что касается Зардабского района, то он был выбран потому, что в Аранской зоне от Кюрдамира до Барды нет организаций, занимающихся проблемами населения, связанными с бытовым насилием. Губинский район стал частью проекта, потому что, много обращений поступает оттуда.

— Как обстоят дела с образованием детей в этих регионах?

— Надо признать, что право детей на образование в последнее время пошатнулось. Это происходит, зачастую, из-за отсутствия социальной поддержки. У некоторых семей нет денег, чтобы собрать свое чадо в школу. Так, мы узнали о том, что 40 детей не могут пойти в школу 15 сентября из-за отсутствия у них школьной формы. Тогда мы связались с Исполнительной властью, и попросили помочь в этом вопросе. Помощь была оказана. Вообще, наш проект помог выявить проблемы многих семей и помочь их решить.

Хотелось бы отметить большую поддержку Исполнительной власти в районах, нам выделили сотрудника, который ездил с нами, и сам видел и общался с проблемными семьями. В каждом районе мы встречались с представителями 20-25 семей, и помогли каждой из них по мере возможностей. За неделю до визита мы налаживаем контакты с ИВ района и знакомимся со спецификой проблемных семей. Кстати, такие семьи охотно идут на контакт, видя желание им помочь. Говоря о поддержке, не могу не упомянуть с благодарностью Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей, который нам очень помог, направляя письма о помощи в региональные центры комитета.

— Какие еще проблемы, связанные с детьми в данных регионах, были выявлены вами во время этих поездок?

— Одной из основных тем стала тема ущемления прав детей при бракоразводном процессе. Увы, но часто когда родители разводятся, мужчина не принимает участия в воспитании своего ребенка, который остается жить с матерью. Он не навещает его, не обеспечивает материально, отказывается платить алименты, может уехать в другую страну и не давать знать о себе. Зачастую, мужчины создают новую семью, игнорируя тот факт, что у него есть дети от первого брака. Бывают случаи, когда мужчина отнимает у бывшей жены и своего ребенка дом или квартиру, оставляя их без крыши над головой.

Все заботы о ребенке или о нескольких детях ложатся на плечи матери, которая исполняет роль не только роль матери, но и отца. Но это дается ей очень нелегко, в частности, в материальном плане, ведь далеко не всегда она может найти работу, на которой получала бы достаточно, чтобы прокормить семью. В рамках проекта выяснилось, что особенно тяжело приходится семьям, в которых есть ребенок с ограниченными возможностями.

Когда рождается такой ребенок, он требует особого ухода, и мы в наших поездках столкнулись с несколькими семьями, в которых рождение ребенка с инвалидностью стало причиной ухода из семьи мужчины. Почему происходит так, что глава семьи не желает нести ответственность за своих же детей? Это вопрос, на который сложно ответить, но наверно все дело в том, что сейчас у некоторых меняются ценности, они уже не считают, что их долг заботиться о своих детях, они думают только о себе.

— А как обстоят дела с социальной помощью нуждающимся семьям в регионах Азербайджана?

— Дело в том, что сегодня вся документация принимается в электронном виде, и далеко не все знают, как отправлять необходимые документы в Министерство труда и социальной защиты населения. Кстати, ответ — согласие или отказ в помощи — приходит на мобильный телефон. Проблема не только в том, что некоторые не знают всех » электронных» премудростей, но и не в меньшей степени необходимых документов.

В частности, для получения социальной помощи необходима купчая на имя того, кто претендует на помощь или же должен быть подписан официальный договор с владельцем съемной квартиры. Однако многие малоимущие семьи снимают жилье, но без всяких договоров, ведь в случае заключения договора владельцу придется платить налог, а это ему не выгодно. Многие нуждающиеся семьи не верят в то, что получат помощь, и даже не обращаются за ней.

Впрочем, есть и те, кому просто лень это делать. Мы обращались в Министерство труда с просьбой облегчить подачу документов и пересмотреть их список, но пока все остается как было. Малоимущая, или же, например, недавно созданная молодая семья может не иметь квартиру, официальную работу, а это исключает ее из списка претендентов на социальную поддержку. Что касается суммы этой помощи, то она зависит от множества факторов, но в любом случае служит неплохим подспорьем для нуждающихся. Но у выдачи социальной помощи есть и отрицательная сторона, о которой упоминают иногда работники госструктур.

Имеются факты того, что некоторые люди, получающие соцпомощь, ей злоупотребляют. То есть они видят, что государство их поддерживает, и не делают ничего для того, чтобы самим улучшить свое положение.

Так, в Исмаиллы мы беседовали с семьей, в которой двое детей, а супруги конфликтуют и живут в разных домах. Муж не работает, хотя проблем со здоровьем у него нет, у семьи нет собственного жилья, хотя есть участок, на котором можно его построить, однако на это нет денег. Жена живет с родителями, где ее и детей содержит пожилая бабушка, оправдывая это тем, что дочь болеет. Спрашиваем у нее, почему не показываете тогда дочь врачам? Ведь не все всегда упирается в деньги, есть вариант и бесплатного медосмотра и консультации, на это сказать нечего. Пожилая женщина работает, а молодые работать не хотят, и ждут, что государство им что-то даст.

— Возвращаясь к психологическим проблемам детей и семей в целом в посещенных районах, как они решаются?

— Без помощи психолога часто их не решить. В таких случаях мы просим психолога пообщаться с детьми, родителями, даем рекомендации по пути выхода из проблемной ситуации. Подчеркну, что нередко дети бывают обижены на родителей за то, что оказались им не нужны, и это чувство своей ненужности самым близким людям отравляет им жизнь.

В качестве примера: в одном из районов нас познакомили с трудным подростком пятнадцати лет. Мать мальчика — русская, отец — азербайджанец. Они познакомились и поженились в России, но брак завершился разводом. В итоге мать не захотела принимать участие в жизни ребенка, и отец привез его в один из районов Азербайджана, где оставил у своей сестры, а сам уехал. Тетя воспитывала его на протяжении пяти лет, но уже не может это делать. Подросток бунтует, и состоит на учете в полиции. А все его бунтарство и плохое поведение вызваны на самом деле обидой на родителей, которые его бросили. Несмотря на обиду, он очень хочет их найти, и мы пытаемся ему в этом помочь. Сейчас мы подготовили официальное письмо в посольство Российской Федерации, надеемся, что удастся найти мать мальчика, и если она согласится с ним встретиться, а может и забрать его к себе, то мы поможем организовать встречу.