За рубежом, Эхо

Армения: Между террором и криминалом

НУРАНИ

Наверное, в большинстве семей есть «гостиная комната» в своем главном «прочтении» — та, которая обставлена лучшей мебелью, где выставлены самые красивые безделушки и которую стараются содержать в идеальном порядке на случай прихода гостей.

Точно так же во многих городах центральная (или историческая) часть, та, где больше всего туристов, считается этакой «большой гостиной», которую стараются содержать в порядке, по мере сил украшают и, в первую очередь, улучшают. Особенно если делается серьезная ставка на привлечение туристов.

О развитии туризма говорят и в Армении. Правда, исторического «центра» в Ереване как такового нет. Вся историческая застройка, которая слишком уж явно свидетельствовала о неудобном «мусульманском», вернее, азербайджанском прошлом этого города, была безжалостно уничтожена в ходе «реконструкции», начавшейся еще в двадцатые годы и продолжавшейся почти что полвека, а широко разрекламированная «крепость Эребуни» — не что иное, как современный (и не очень аутентичный) новодел.

Тем не менее туристический центр есть и здесь. И даже функционирует «туристический рынок» под названием «Вернисаж», где продают и сувениры, и антиквариат, и произведения искусства.

Но с минувших выходных название рынка «Вернисаж» замелькало в местной криминальной хронике. В самом оживленном и «престижном» районе города, неподалеку от площади Республики, здания правительства, напротив рынка «Вернисаж» и у входа в гостиницу «Туфенкян», днем 14 сентября разыгрались сцены в стиле гангстерских боевиков. Примерно в 13.20 по местному времени обычный городской шум перекрывает треск автоматной стрельбы. Один человек убит, еще один ранен. Прохожие бросаются врассыпную, стрелки, бросив оружие на месте преступления, спасаются бегством. Раненого увезли, вокруг тела убитого столпились любопытные…

«Убитый — житель Алаверди Лорийской области Армении 1974 года рождения Г.М.», — сообщил агентству «Новости-Армения» начальник отдела аналитики, информации и связям со СМИ полиции Армении Эдгар Джаноян. Что же касается второго пострадавшего, то информация о нем весьма скудная. Как заявил собравшимся на месте инцидента журналистам глава Управления информации и по связям с общественностью полиции Армении Ашот Агаронян, раненый находится в больнице и получает необходимую медпомощь. Чуть более словоохотливой оказалась советник главы Следственного комитета Армении Сона Трузян. «От полученных огнестрельных ранений скончался Г.Мосинян 1974 года рождения, с травмами в медцентр доставлен В.Абгарян», — написала Трузян на своей странице в Facebook, добавив, что при осмотре места происшествия были обнаружены один автомат, один пистолет и гильзы.

«По факту совершенного сегодня (14 сентября — Ред.) убийства возбуждено уголовное дело по трем статьям УК: «убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей», «покушение на убийство», «незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия», — сообщила Трузян, которую цитирует «Московский комсомолец».

По данным же армянских СМИ, официальные органы от комментариев пока воздерживаются, но местная пресса пишет о межклановых разборках. В частности, «Айкакан жаманак» («Армянское время») сообщает, что ранен Ваагн Абгарян 1978 года рождения, считающийся в Алаверди криминальным авторитетом. По данным того же источника, мишенью стрелявших был именно Абгарян.

Но пока одни обсуждают подробности армянского «провинциального криминала», другие уже говорят о тенденциях, причем весьма тревожных. Так, известный ереванский правозащитник Артур Сакунц в беседе с Lragir.am весьма пессимистично прокомментировал участившиеся разборки в криминальных кругах с летальным исходом.

«Это значит, что власти, которые сращены с криминальным миром и авторитетами, осуществляют перегруппировки и в криминальных кругах», — «поставил диагноз» правозащитник, пояснив, что это проявляется в разборках, покушениях и убийствах.

«Даже в отношениях с криминальным миром власти проявляют избирательный подход, потому что, в противном случае, они могли бы применить к криминальным авторитетам всю силу закона», — сказал Артур Сакунц.

Разборки указывают на тяжелейшие последствия царящей в Армении безнаказанности, так как власть применяет только один инструмент — разделяй и властвуй. Но это стоит человеческих жизней, — говорит правозащитник. Полиция же не может выполнять свои функции из-за криминального характера политической власти.

По его словам, такая же ситуация сложилась в 1990-х, когда старая система развалилась, а новая пока не сформировалась. Тогда смогли взять ситуацию под контроль силовыми методами. Но теперь криминальный мир пожирает политические власти, правительство стало частью криминального мира и утеряло контроль, не будучи способным выполнять свои функции.

Здесь, конечно, самое время в который уже раз вспомнить, как ереванская газета «Аравот», комментируя еще в 2003 году переизбрание на второй срок Роберта Кочаряна, отмечала: «Когда Амбарцум Галстян в 1993 году уходил с поста председателя горсовета Еревана, он высказал примечательную мысль, смысл которой сводился к следующему: «Я не опасаюсь того, что к власти придут коммунисты или дашнакцаканы. Проблема в том, что к власти приходит шпана». Возможно, будучи историком, он что-то предвидел».

Тогда «Аравот» прямо заявляла, что своим переизбранием Кочарян «обязан вовсе не народу, который его не выбрал, не поддерживающим его партиям, агитация которых и гроша ломаного не стоила, не даже силовым структурам, которые хотя и способствовали осуществлению подлогов, играли все же второстепенную роль. Своим переизбранием он обязан именно шпане».

За прошедшие годы ситуация в Армении если и изменилась, то в худшую сторону. В стране, по сути дела, установилась «диктатура шпаны». В самом деле, если на международной арене можно захватывать чужие земли, не обращая внимания на такие «мелочи», как закон, то зачем соблюдать этот самый «закон» внутри собственной страны? Да еще при наличии власти и сопряженных с ней рычагов?

Другое дело, что к «силовым рычагам» в Армении готова прибегнуть не только власть, но и оппозиция. Захват полка ППС в Ереване летом 2016 года оставил здесь мало сомнений. Дело даже не в наличии в Ереване группы людей, готовых решать политические проблемы при помощи автоматов Калашникова — по-настоящему опасно, какую поддержку в политическом лагере получили террористы.

И на этом фоне существующие в Армении традиции политического террора на фоне готовности властей использовать в своих целях криминал могут привести к тому, что в Армении события будут развиваться по весьма специфичному силовому сценарию, где с одной стороны окажутся бандиты, а с другой — профессиональные террористы. Невеселый, прямо сказать, выбор.