Точка зрения

«Армения не может быть другом мусульманских стран»

Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Эти слова, которые принадлежат главе государства Ильхаму Алиеву, были им озвучены в Астане 10 сентября во время выступления на первом саммите Организации исламского сотрудничества по науке и технологиям.

«Армения, разрушившая священные мечети в Азербайджане, не может быть другом мусульманских стран». — Именно так звучит фраза президента страны. Это месседж, который определяет или должен определять дух и характер сотрудничества, а также взаимной поддержки стран исламского мира. Ведь современная практика международных отношений переполнена примерами несправедливых решений по отношению к странам исламского мира.

Достаточно только вспомнить о примерах проявления «европейской» исламофобии для того, чтобы солидарность стала основным стратегическим ориентиром внешней политики стран, где ислам является верой исповедания большей части населения.

В то же время нельзя исключать и того, что эти слова президента имеют свой конкретный адресат, т.е. это конкретно адресованный месседж. В таком случае реакция страны, которая воспримет данный тезис в качестве упрека в свой адрес, не заставит себя долго ждать.

Кроме того, в дипломатической плоскости эти слова указывают также и на существование двойных стандартов в отношениях между самими странами исламского мира.

Однако варианты политических интерпретаций данного высказывания Ильхама Алиева вовсе не ограничиваются вышеотмеченными. Здесь можно предложить и иную политическую интерпретацию, которая, как мне кажется, имеет еще больший геополитический вес.

Подтекст этих слов президента может иметь приблизительно следующее содержание: «Страны христианского мира, минуя все нормы международного права, открыто поддерживают Армению, и отчасти поэтому страны исламского мира должны, в свою очередь, бойкотировать какие-либо связи с этой страной».

Ведь это и есть солидарность стран исламского мира. Непростительным будет пассивное ожидание очередной Мьянмы для того, чтобы хоть как-нибудь проявить свою исламскую солидарность.

Развивая данный контекст, следует вспомнить о том, что официальный Ереван, как раз наоборот, на протяжении всей лжеистории своего существования в вопросах построения внешней политики искусно манипулировал и спекулировал религиозной картой.

А армянская церковь и вовсе является полноценным звеном и идеологическим оплотом дашнакцутюновской политики. Так, например, основным инструментом идеологизации конфликта у них выступает именно религия.

Они «выжимают» все политические соки из существующего между нами религиозного различия. Собственно говоря, благодаря газете «ЭХО» мы неоднократно делились мнением по поводу «исторической роли» армянской церкви как в эскалации, так и углублении все еще продолжающегося конфликта.

Мы много раз становились свидетелями попыток официального Еревана придать существующему конфликту религиозный оттенок. Наши оппоненты никогда не отказывались от возможности воспользоваться этой эмоционально напичканной политико-религиозной «картой».

Кроме того, нельзя также забывать и о том, что идеологизация конфликта — это преднамеренная мера, направленная на отдаление позиций конфликтующих сторон. Повторюсь, история стран мира доказывает, что самыми продолжительными и принципиальными в позициях ее участников являются конфликты, в основе которых стоят как раз культурно-религиозные факторы.

Именно эти факторы обеспечивают устойчивость позициям участников конфликта и способствуют тому, чтобы предмет разногласия постепенно стал обязательной частью национального самосознания целого народа. Абсолютно очевидно также и то, что все это делается с целью искусственно «полюсировать» позиции конфликтующих сторон.

При этом Армения как бы абсолютно «случайно» в поиске своих международных сторонников периодически разыгрывает религиозную карту, спекулятивно отождествляя себя с христианским Западом.

Поэтому абсолютно не случайным является то, что президент Азербайджана в своем вышеотмеченном выступлении указал на растущую в Армении исламофобию, которая искусственно привязывается к существующему конфликту. Тем самым Ильхам Алиев подтекстом вновь указывает на то, что Армения не может быть другом мусульманских стран.

Азербайджан, в свою очередь, как раз наоборот, вносит реальный вклад в дело обеспечения исламской солидарности. В данном контексте хотелось бы привести иную цитату из выступления главы государства на данном саммите: «Мы ведем активную борьбу с исламофобией, поднимающей голову в различных регионах мира. Мы решительно осуждаем преступления, совершенные против мусульман, в частности, факты геноцида и массового насилия, осуществленные в последнее время в Мьянме против мусульман-рохинджа. Кстати, хочу сообщить, что 8 сентября Азербайджан направил беженцам-рохинджа гуманитарную помощь — 100 тонн продовольствия. Азербайджан, как активный член ОИС, и впредь будет вносить вклад в укрепление исламской солидарности».

Если ограничиться сказанным и подытожить, то мы можем сказать, что посредством предпринимаемых мер глава государства расширяет геополитический арсенал мирного и справедливого урегулирования существующего конфликта.