Точка зрения, Эхо

Почему азербайджанские дети должны выезжать на лечение в Беларусь, Россию или Украину?

sabina-aliyeva-tochka-zreniaСабина АЛИЕВА

Нет, пожалуй, ничего страшнее в жизни болезни самых близких людей, тем более, когда болезнь тяжелая, а этот близкий — маленький беспомощный ребенок, который толком и не понимает, что с ним происходит… Боль, отчаяние и беспомощность — вот главные чувства, которые одолевают родителей больного человечка.

Родители цепляются за любую возможность для того, чтобы их малыш смог справиться со страшным недугом, и ради этого они готовы перевернуть всю свою жизнь, продать все, что у них имеется, только бы ребенок жил.

К сожалению, так уж повелось, что в подавляющем большинстве случаев, когда жизнь малыша висит буквально на волоске, а ее спасение стоит целого состояния, на помощь семье приходят самые обычные граждане, которые по копейкам собирают необходимую на лечение сумму. Точнее, собирают ее, если ребенку повезет, бывает и так, что нужную сумму собрать либо не получается, либо собирают ее уже слишком поздно.

Кстати, недавно был опубликован мировой рейтинг благотворительности World Giving Index 2017. Азербайджан в этом рейтинге оказался всего лишь на 126 месте. Об этом свидетельствуют данные международного благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF) за 2017 год. В десятку лидеров вошли Новая Зеландия, США, Австралия, Канада, Ирландия, Объединенные Арабские Эмираты и Нидерланды. Азербайджан занял в мировом рейтинге благотворительности 126-е место.

Авторы доклада отмечают, что в Азербайджане занимаются благотворительностью 19% населения. Например, на помощь незнакомцу готовы прийти 30% наших соотечественников, жертвуют деньги 11%, а волонтерской деятельностью занимаются 22% граждан Азербайджана.

Для сравнения отметим, что в рейтинге благотворительности Россия занимает 124-е место (20% населения), Грузия 135 место (18% населения), Украина — 90-е место (29% населения страны).

Всемирный индекс благотворительности (The World Giving Index) — это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения отношения их населения к благотворительной помощи. Рассчитан по методике Института Гэллапа (Gallup), основанной на результатах серии опросов общественного мнения. Исследование начато в 2010 году по инициативе британской международной благотворительной организации Charities Aid Formation.

В рейтинге World Giving Index 2017 проанализированы показатели прошлого года, были опрошены 146 тыс. человек в 139 странах.

Несмотря на столь скромную позицию, наших граждан назвать равнодушными невозможно. Многие помогают нуждающимся, участвуют в сборах. Но, увы, в последнее время число тяжелобольных детей растет, а потому объявлений в соцсетях «внимание, не проходите мимо, ребенку нужна срочная помощь» становится все больше.

Суммы, которые требуются на лечение, порой баснословные, иногда, впрочем, и не очень, но для скромно живущих на маленькую зарплату граждан и несколько тысяч манатов — сумма неподъемная. В итоге выход один — распространить объявление с призывом о помощи в социальных сетях, на форумах и собирать деньги…

Глядя на все это, возникает всего один вопрос — почему государство не берет на себя лечение таких детей? Казалось бы, за столько лет, пока страна имела такие большие доходы с продажи нефти, мы могли бы «подтянуть» систему здравоохранения и создать центры для лечения больных детей, но почему-то этот вопрос так и не был решен. Был создан, к примеру, центр талассемии, что замечательно.

Но почему не создали центра, занимающегося лечением сердечно-сосудистых заболеваний у детей, ведь в стране рождается немало малышей с пороками сердца? Или почему не открыли современный центр, занимающийся лечением детей с различными онкологическими заболеваниями? Ведь если бы это произошло, то сотни, а то и тысячи азербайджанских семей, которые вынуждены продавать все свое имущество, собирать деньги в социальных сетях, могли бы получать бесплатную помощь со стороны государства.

А сегодня подавляющее большинство таких тяжелобольных детей вынуждены выезжать за границу, так как здесь им просто отказывают в лечении. Ну, а если денег собрать не удалось, эти дети просто вынуждены медленно или стремительно угасать, так и не получив долгожданной помощи со стороны государства.

Почему азербайджанские дети должны выезжать на лечение в Беларусь, Россию или Украину? Неужели мы не можем создать такие же условия для лечения, которые имеются в этих постсоветских республиках? Мы даже не говорим о США, Германии или Израиле — странах, в которых суперсовременное медицинское оборудование, какие-то научные медицинские достижения, специалисты самого высокого класса. Мы говорим о вполне реализуемых задачах, которые смогли хотя бы частично реализовать даже соседние государства. У нас же на эту проблему либо не обращают внимания, либо ее решение откладывается в долгий ящик.

В стране нет негосударственных фондов помощи, а те, что существуют просто не в состоянии справиться со всем тем количеством больных, которые обращаются к ним за помощью. Вот и получается, что единственный шанс на жизнь для тяжелобольных детей в Азербайджане — рассчитывать на помощь милосердных граждан, а таких у нас в стране, к счастью, немало.

Среди них есть и богатые, которые обычно не афишируют свою помощь, предпочитая оказывать ее анонимно и самые скромные пенсионеры, которые отрывая от своего бюджета пусть и самые скромные суммы, которые на фоне их мизерных пенсий совсем для них не скромные, помогают в сборах. Но так быть не должно, дети не должны умирать от того, что им не успели собрать нужную на лечение сумму. Решение данного вопроса должно было давно стать приоритетным у государства.

Но пока это не произошло, гражданам, столкнувшимся с таким страшным испытанием в своей жизни, приходится бороться за жизнь своих детей в одиночестве, рассчитывая на то, что рука дающего все же не дрогнет….