Это интересно

История сэппуку (харакири)

xarakiriО.БУЛАНОВА

Пожалуй, самый большой интерес вызывает такое японское явление, как харакири, точнее, сэппуку. Хоть эти два слова пишутся одинаковыми иероглифами (но в разной последовательности), харакири — разговорное название и имеет уничижительный оттенок.

Данный вид самоубийства совершали самураи или представители высших слоев японского общества в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего имя воина в соответствии с нормами Буси-до, Кодекса самурайской чести), в случае смерти своего сюзерена или же (в более позднее время, в период Эдо, когда обряд сформировался окончательно) — по приговору суда как наказание за преступление.

Кодекс Буси-до сформулирован в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана. В целом кодекс сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали: верность, вежливость, мужество, правдивость и простота.

Сэппуку являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти. Разрезание живота требовало от воина большого мужества и выдержки, т.к. брюшная полость — одно из наиболее чувствительных мест, средоточие многих нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти.

Согласно философии буддизма, в частности, учения Дзэн, в качестве центрального жизненного пункта человека, местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость («хара» по-японски не только «живот», но и «душа», «намерения», «тайные мысли»).

Таким образом, вскрытие живота означает как бы открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений. По понятиям самураев, «сэппуку является крайним оправданием себя перед небом и людьми», и оно более символика духовного свойства, чем простое самоубийство.

Интересно, что ранее и у некоторых других народов Восточной Азии и Сибири широко встречались обряды, сходные с сэппуку и относящиеся к древнему пласту в мировоззрении населения континента. Окончательного завершения эти представления и обряды достигли только на японской почве, превратившись в торжественное действо по вскрытию живота — сэппуку.

Вполне закономерен тот факт, что обряд начал развиваться у воинов — людей, находившихся в постоянной боевой готовности и всегда носивших при себе оружие — средство для ведения войны и орудие самоубийства. Начиная с IX-Х в., сэппуку уже становится обычаем буси. Тем не менее, обряд не был еще тогда массовым явлением. Сэппуку получило широкое распространение у самураев лишь в конце XII в. С этого времени число случаев ритуального самоубийства постоянно растет; самураи делали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

Сэппуку вслед за смертью господина («самоубийство вслед») получило название оибара или цуйфуку. В древности в Японии при смерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметы роскоши и т.д., дабы обеспечить его всем необходимым в загробном мире. Впоследствии, чтобы избавить людей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалось самоубийство на могиле их хозяина.

Император Суйнин, правивший в начале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил подобное, а слуг, хоронимых вместе с господином, приказал заменять антропоморфными фигурами из глины. Однако обычай самоубийства вслед за сюзереном сохранился и в феодальное время.

В соответствии с нормами Буси-до самураи ни во что не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своему господину, поэтому-то смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаи оибара. Обычно 10-30 (и более) ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку после его кончины.

В период междоусобных войн сэппуку приобретает в сословии самураев массовый характер и начинает доминировать над другими способами самоубийства. В основном буси прибегали к сэппуку для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего землевладельца. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве, уходив таким образом от позора.

Обыкновенно вслед за вскрытием живота самурай этим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрее умереть. Бывали случаи, когда самураи обезображивали себе перед самоубийством лицо, чтобы противник не смог уже после их смерти использовать головы совершивших сэппуку в качестве доказательства своей «храбрости» и военного мастерства.

Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить вероятное наказание за какой-либо не достойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. В этом случае сэппуку совершалось по собственному усмотрению или по решению родственников.

Производилось сэппуку также в знак пассивного протеста против какой-либо вопиющей несправедливости (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи. Короче говоря, сэппуку было универсальным выходом из любого затруднительного положения.

Подобная легкость лишения себя жизни была обусловлена полнейшим пренебрежением к ней, выработанным при помощи учения Дзэн, а также наличием в среде буси культа смерти, создававшего вокруг совершившего сэппуку ореол мужественности и делавшего его имя знаменитым даже в будущих поколениях. К тому же в феодальное время сэппуку стало у воинов настолько распространенным, что превратилось, по существу, в настоящий культ, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Сэппуку выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики различных школ. Совершающий сэппуку брал предложенное ему оружие и делал прорезы в брюшной полости, стараясь перерезать мышцы и кишки по всей ее длине — так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности и тем самым «чистоту его помыслов». Делать это следовало без поспешности, уверенно и с достоинством. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому, затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель (самоубийство) вполне оправдывалась средством (сэппуку); после этого страшного ранения остаться живым было уже невозможно.

Существовали также другие способы: брюшная полость прорезалась в виде буквы «х», живот вспарывался посредством косого разреза слева направо вверх, иногда еще с небольшим добавочным поворотом влево вверх. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно было сделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот, используя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влиянием этого упрощенного способа вскрытия живота развился затем способ самоубийства посредством выстрела в живот (тэппобара).

Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определенную роль здесь также играла договоренность с ассистентом самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания «помощи» при совершении сэппуку.

В редких случаях харакири производилось не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по приказанию.

Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя (имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола, а туловище покоится на пятках ног), причем одежда, спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела после произведения харакири навзничь, т.к. упасть на спину при столь ответственном действии считалось позором для самурая.

Иногда харакири делалось воинами в стоячем положении. Этот способ получил у японцев название «татабара» — сэппуку стоя (в естественном положении).

Сэппуку (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление сэппуку в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев также часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.

Для жен и дочерей воинов сэппуку также не являлось чем-то особенным, однако женщины в отличие от мужчин разрезали себе не живот, а только горло или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее, этот процесс тоже назывался сэппуку.

В соответствии с нормами кодекса Буси-до для жены самурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости, поэтому женщин также учили правильному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связать себе колени перед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.

Важнейшими побуждениями к совершению самоубийства женами самураев были обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушение данного мужем слова.

История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещание своей собственной кровью». Однако, несмотря на воспитание в духе Дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть «некрасиво»: с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т.д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен кайсякунин — ассистент, в обязанность которого входило прекратить мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.

После засвидетельствования совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома (дворца) предлагал чай, сладости.

В это время самураи низшего ранга закрывали тело, как оно лежало, белыми ширмами и приносили курения. Место, где происходило харакири, не подлежало очищению (в редких случаях его освящали молитвой), оно должно было постоянно держаться в памяти; брезгливое же отношение к помещению, запачканному кровью осужденного, порицалось.

Власти подтвердили и четко определили, что смерть через сэппуку является почетной смертью привилегированных сословий, но никоим образом не низших слоев общества Японии. Законодательство досконально определяло также строгую последовательность церемонии сэппуку, место ее проведения, лиц, назначенных для проведения обряда и т.п. У каждого (!) путешествующего воина при себе всегда имелось специальное платье для сэппуку.

Сэппуку было официально отменено с началом переорганизации японского государственного строя на европейский образец после 1868 г., однако случаи сэппуку нередко встречались и в XX в., и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия. Одним из таких «героев» оказался знаменитый японский писатель Юкио Мисима, покончивший с собой в 1970 г.

По материалам сайта sengoku.ru и работам А.Спеваковского