С.АЛИЕВА
В последнее время в азербайджанских СМИ все чаще стали появляться сообщения о случаях сексуального насилия в отношении детей. Жертвами педофилов становятся как мальчики, так и девочки, при этом в качестве насильников порой выступают несовершеннолетние. Как бороться с этими преступлениями и как защитить детей от педофилов?
В некоторых странах для борьбы с педофилами создаются базы данных, реестры с именами и адресами их проживания. Граждане могут зайти в данную базу данных и получить интересующую их информацию. Возможно, и нашей стране на фоне растущего числа преступлений такого рода стоит перенять данный опыт.
Как сообщили Echo.az в Комитете по проблемам семьи, женщин и детей, нельзя сказать, что в Азербайджане имеет место быть рост числа преступлений, совершаемых педофилами. Так, согласно статистике, насилие в отношении несовершеннолетних составило в 2014 году — 198, в 2015-м — 182, в 2016 году — 196 случаев.
В свою очередь, глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов в беседе с Echo.az подчеркнул, что данная проблема уже давно актуальна.
«Многие из наказанных преступников меняют место жительства и берутся за старое там, где о них никто ничего не знает. Как в таком случае соблюсти баланс между интересами личности и общества? С одной стороны, человек отбыл наказание, погасил судимость и официально считается не судимым — зачем его стигматизировать? С другой — сексуальное преступление, тем более против малолетнего, — это не кража мелочи из кармана, оно травмирует на всю жизнь. Стоит ли рисковать, сохраняя инкогнито бывшему преступнику?»- говорит правозащитник.
По его словам, американцы, например, переступили через сомнения и еще в 1996 г. создали базу данных о насильниках, на сегодня общедоступную в Интернете.
«Согласно принятому тогда «Закону Меган Канка», названному в честь 7-летней девочки, изнасилованной и убитой педофилом, который до этого уже отбыл наказание за секс с двумя малолетними девочками, граждане получили доступ к персональным данным лиц, совершивших сексуальные преступления — имени, месте жительства, фотографии, марке автомашины, списку совершенных преступлений. Насильники обязаны пожизненно сообщать в полицию об изменении своих данных. Данные помещаются в базу данных Департаментом юстиции на основании судебного решения. Попавших в список лиц запрещено запугивать, но нескольких мужчин из этого списка уже убили. К тому же каждый штат может добавить и свои местные меры,» — рассказал Зейналов.
«Например, в Техасе каждый зарегистрированный маньяк должен размещать надпись о своем статусе на лужайке перед домом и на своем автомобиле, а в Джорджии сексуальным преступникам запретили проживать и работать ближе 300 м от детей. Однако неминуемо встают вопросы правозащитного порядка», — отмечает Э.Зейналов.
По словам эксперта, по нашему уголовному законодательству, если человек отбыл наказание и погасил судимость, он считается несудимым.
Насколько оправданным будет включение его в «черный список», если у закона к нему нет претензий? Кто попадет в «черный список» сексуальных преступников в Азербайджане? Все те подростки, которые в пубертатном возрасте пытались получить свой первый сексуальный опыт с детьми своего возраста или более младшими. Туда же нужно будет включить десятки тысяч тех взрослых мужчин, кто женился на девочках младше 16 лет. Кроме того, дети очень внушаемы, и ими могут манипулировать, например, один родитель против другого.
«Возможны и судебные ошибки, которые допускает даже европейская и американская Фемида. Что говорить о нашей? Это особо актуально в наших условиях, когда раскрываемость тяжких преступлений зашкаливает за 90%, что не достигается даже в развитых странах мира. За преступления «пологовского маньяка» Сергея Ткача были осуждены по меньшей мере семь человек. Еще до поимки маньяка в камере повесился отец, обвиненный в убийстве родной дочери, а другой был расстрелян. Не получится ли, что в случае создания «черного списка» в первую очередь заподозрят уже судимого и пройдут мимо настоящего, но ранее не судимого, преступника?» — задается вопросом правозащитник.
Классический пример: Чикатило, за преступления которого арестовывали других людей. Одного даже расстреляли — на него подозрение пало, потому что он уже был осужден за изнасилование.
«А учитель Чикатило, хотя ранее и уличался в сексуальных домогательствах к детям, осужден не был и был на хорошем счету… А разве можно исключить, что в условиях коррупции даже установленный настоящий виновник уйдет от ответственности, использовав давление на жертв и изъяны в законодательстве? Ведь пока что, к сожалению, сын чиновника и сын простого рабочего находятся в неравном положении, когда попадают в руки нашего правосудия… Словом, в нынешних условиях создание в Азербайджане общедоступного «черного списка» сексуальных преступников наподобие американского ни к чему хорошему не приведет. А в полиции, я уверен, такие списки давно существуют и используются», — резюмировал Э.Зейналов.
В Министерстве внутренних дел страны Echo.az сообщили, что пока на повестке дня создание такой базы данных не стоит.
«Инициатива ее создания должна исходить от парламентариев страны. Если это произойдет, то подобная база данных может быть создана», — отметили в МВД.