Точка зрения

Культурные инструменты армянской политики

Асиф УCУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Культурно-идеологические инструменты в тандеме с активной политикой фальсификации исторических фактов являются основным стратегическим арсеналом армянской политики, которая, заметим, беспрерывно продолжается на протяжении последних веков.

Мы также и практически беспрерывно наблюдаем за тем, как официальный Ереван использует все для того, чтобы историю Карабаха приобщить к культуре Армении и армянского народа. Да, справедливости ради, необходимо отметить, что количество попыток фальсификации истории и приобщения элементов нашего культурного наследия к армянской истории в последние годы уменьшилось, но даже одна ложь, которая международной общественностью может быть воспринята в качестве правды, повлечет последствия и приведет к провалу многолетнего труда.

Приведем очередной яркий армянский пример применения культурных механизмов с целью приобщения Нагорного Карабаха к истории своего народа.

Так, согласно информации популярного в их стране сайта Armenia Today, на минувшей неделе в селе Зоракан (Чардахлу) Тавушской области был организован фестиваль «Тысячелетние традиции села». Дополню также и то, что данный фестиваль организуется ежегодно. В рамках фестиваля была представлена многовековая культура карабахских сел.

Причем, здесь речь идет не только о предметах фольклора (традиции, песня и музыка и т.д.), но и о народных ремеслах. Заметьте, тем самым официальный Ереван искусственно увеличивает количество причин, объясняющих «армянскую идентификацию Карабаха». Собственно говоря, в этом и состоит суть информационной войны.

Таким образом, мы с вами вновь невольно становимся свидетелями того, как армянские стратеги искусственно создают прецеденты-поводы, которые впоследствии используются для переписывания истории Карабаха. Каждое упущение в данном направлении становится причиной колоссальных затрат времени и денег для того, чтобы разоблачить армянскую политику и продемонстрировать международной общественности истинную правду. Вот, отчасти, почему в информационной борьбе занимать позицию защищающейся стороны — это практически означает отдать преимущество своему оппоненту.

Армянский проект «Тысячелетние традиции села» — это, ко всему прочему, еще и туристический проект. А это означает, что «армянская правда» будет доставлена до внимания представителей международной общественности. Собственно говоря, таких примеров практической пропаганды немало, о которых мы писали в рамках данной колонки.

Обратите внимание на «ненавязчивое» название проекта. Хотя в этом нет ничего удивительного, ведь «армяне — это первые люди на планете». Их лжеученые историки реально говорят об этом. Цель абсолютно понятна, если они первые люди на планете, то значит, они первыми и жили на территории современного Карабаха.

Таких «армянских абсурдов» более чем достаточно. Мне придется повториться, и все же, самые безнадежные лжецы — это те, кто спустя некоторое время начинают верить в свою же ложь, которая уже после воспринимается ими в качестве реальности.

Смещение лжи и реальности — это трагедия личности, а если это происходит применительно к государству или целой нации, то это уже трагедия более широкого масштаба. В результате чего искривляется как реальность, так и вся система восприятия социально-политической действительности, что неизбежно ведет к формированию тотальной хронической болезни в сознании общественности и даже целых поколений. Данное обстоятельство проявляется в несбыточности, неудовлетворенности, нереализованности и прочих социально-психологических недугах.

Подобные недуги, в свою очередь, становятся причиной формирования у большей части населения либо массового пессимизма, либо агрессии. Кроме того, продолжительное существование синдрома как раз и может быть причиной формирования такого массового психоза как «чувства обиженной нации».

Собственно говоря, вся политика претензий на территорию Нагорного Карабаха как раз отчасти и построена на данном чувстве. Миф, самообман, ложь, фальсификация фактов, формирование международного стереотипа «обиженной нации» и прочие тактические «приемчики» давали Армении реальные плоды, но время их действенности истекло.

Открытость информационных потоков, а также хоть и поздний, но переход к наступательной тактике Азербайджана в продолжающейся информационной войне, стали причиной того, что армянская политика «мифологизации» перестала давать ощутимые результаты.

Азербайджан на данном этапе — это уже не та страна, с которой Армения начинала свой конфликт. Сегодня Азербайджан — это инициатор глобальных экономических проектов, это страна-инициатор гуманитарных импульсов, страна, инициирующая процессы интеграции, страна-субъект региональных геополитических сценариев и, наконец, страна, потенциалы которой достаточны для того, чтобы обеспечить стабильный рост всему региону.

Может быть, именно этот последний фактор как раз больше всего и беспокоит тех, кто все еще продолжает поддерживать Ереван. Тот факт, что в такой ситуации армянский политический истеблишмент не делает правильных выводов и продолжает заниматься самообманом и примитивной фальсификацией, только еще сильнее затягивает «узел» независимости на шее этой страны.