Культура и Общество, Эхо

Дети как декорации для шоу-программ в Азербайджане

С.АЛИЕВА

В последнее время некоторые телевизионные каналы как местные, так и иностранные, превратились в самые настоящие бесконечные шоу-программы с громкими разоблачениями, тестами ДНК и объявлениями результатов в прямом эфире, разборами по полочкам самых интимных подробностей жизни простых семей, откуда-нибудь из глубинки.

Самое неприятное во всем этом то, что часто жертвами такой публичности становятся дети.

Как заявила в беседе с Echo.az исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, в последние годы в Азербайджане все чаще детей, столкнувшихся с проблемами в семье или с насилием, привлекают к участию в различных передачах на телевидении.

— То есть подобные действия СМИ можно считать нарушением закона?

— Данный факт не может не беспокоить нас как организацию, занимающуюся защитой прав детей. В подобных случаях речь идет ни о чем ином, как об ущемлении прав детей, согласно Конвенции о правах детей, а также закону «О правах детей Азербайджанской Республики». Безусловно, все именно так. Согласно всем конвенциям, законам, касающихся прав ребенка, ни в коем случае нельзя обнародовать в СМИ личные данные детей, показывать их лица. Это может создать для них проблемы и в настоящем, и в будущем. Подобное делается журналистами, не обладающими навыками общения с детьми, и такое общение может еще больше травмировать ребенка, и без того находящегося в состоянии стресса.

Чаще всего детей привлекают к участию в ток-шоу в различных отечественных каналах, где люди обсуждают их, их семьи, а иногда и осуждают их. Раньше часто по ТВ показывали лица детей, совершивших преступления, что недопустимо. Но сейчас подобного уже нет. После того как такими случаями занялись госструктуры и НПО, занимающиеся защитой прав детей. Однако сейчас детей часто показывают в связи со случаями бытового насилия, семейными конфликтами.

Скажем, дети нередко становятся участниками ток-шоу, если в семье случился серьезный конфликт, развод или мать ушла из дома. Там их спрашивают обо всех обстоятельствах произошедшего. Но это недопустимо. Максимум, что можно сделать, — это дать детскому психологу поговорить с ребенком и попросить его рассказать о ситуации, дать ее анализ.

— А с какого возраста на отечественные телеканалы начинают привлекать детей для обсуждения каких-то семейных неурядиц?

— С самого раннего, было даже такое, что мать участвовала в ток-шоу с 8-месячной малюткой на руках. Многие скажут, ну и что тут такого, ведь в таком возрасте ребенок ничего не понимает? Но с этим можно не согласиться. Младенец чувствует эмоциональное состояние своей матери. С медицинской точки зрения, если, скажем, беременная женщина проводит беременность в конфликтах, это сказывается на плоде. То же самое и в случае с малышом. К тому же она может свои негативные эмоции выплескивать на ребенка.

Приведу еще один пример участия детей в телевизионных шоу. Недавно по ТВ показали семью — мужчину, от которого ушла жена, и трех их дочек. Они плакали, когда говорили о маме, было видно, как им эмоционально тяжело. К тому же журналисты забывают, что эти девочки после программы продолжают жить там же, где жили, учиться в той же школе, и могут столкнуться с негативом соседей, сверстников. Это может негативно сказаться на их дальнейшей жизни.

-Но, казалось бы, родители не должны желать зла своим детям, так почему же они разрешают им принимать участие в таких телевизионных шоу?

— Очень часто это связано с непросвещенностью семьи, с тем, что они не понимают, как это может отразиться на ребенке. Но иногда так поступают и просвещенные родители, которые понимают, что у них проблема, и думают, что смогут ее решить, манипулируя ребенком. Но в любом случае они не знают, или намеренно нарушают закон.

— А как вы думаете, во всех ли случаях можно верить рассказам детей о проблемах в семье?

— Дело не в том, нужно верить или нет, тут скорее всего необходимо разбираться в индивидуальном порядке. Ребенок может говорить правду, может фантазировать, а может говорить то, что от него хотят услышать взрослые члены его семьи. Но в целом просто недопустимо задавать ребенку прямые вопросы о насилии, так как это может усугубить его психологическую травму.

Часто дети из регионов становятся участниками разных телешоу. Но нельзя делать шоу из проблемы, и для того чтобы это не происходило, должны подключаться исполнительная власть, институт омбудсмена, комитет по проблемам семьи, женщин и детей, в общем нужно привлечь все структуры, занимающиеся вопросами благополучия детей. Необходимо сохранять конфиденциальность детей и объяснять им, куда они могут обращаться в проблемных ситуациях. Всегда есть выходы из положения, но нужно углублять эту тему, а не рассказывать об отдельных семьях.

— Ну а что же делать с родителями, которые собственноручно приводят своих детей на подобные шоу-программы, должны ли они нести какую-то ответственность за это?

— Уверена, что да, должны отвечать за свои действия. Более того, я предлагаю ввести даже уголовную ответственность родителей в Азербайджане за подобные действия. Однако на сегодняшний день ничего подобного, к сожалению, нет. Но хотелось бы отметить, что в нашей стране проводится большая работа по защите детей, хотя о ней не всегда говорят.

Так, к примеру, мы работаем совместно с Комитетом по проблемам семьи, женщин и детей, полицейским департаментом, исполнительной властью, и не игнорируем ни одно обращение, пытаясь решить проблемы тех, кто к нам обратился за помощью.