Э.ЗЕЙНАЛОВ, глава Правозащитного центра Азербайджана
Прошло пять месяцев после опубликования распоряжения президента Азербайджанской Республики «Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества» от 10 февраля 2017 г.
Документом предусмотрен комплекс мер по повышению организации эффективного управления, в целях привлечения лиц, лишенных свободы, к общественно-полезному труду, восстановления существующих производственных участков и создания новых участков в учреждениях отбывания наказания, а также разработка мер по стимулированию участия предпринимателей в данной деятельности.
Председатель общественного объединения «Наблюдение за местами лишения свободы», доктор юридических наук, профессор К. Салимов в беседе с Echo.az дал подробный комментарий по этой теме:
— Привлечение осужденных к труду непосредственно предусмотрено ст. 8 Кодекса по исполнению наказаний АР и считается эффективным средством в исправлении и перевоспитании заключенных и их интеграции в общество после освобождения от наказания. В Азербайджане в последние годы среднее количество заключенных превышает 20 тыс. человек (239 заключенных на 100.000 населения). Причем почти 100% тюремного населения трудоспособны. В основном это мужчины трудоспособного возраста, всего 2% составляют женщины, доля несовершеннолетних тоже мизерна.
Бюджет Пенитенциарной службы в 2017 году составляет 80.751.539 манатов, в пересчете на одного заключенного это составляет примерно 10 манатов в день. Эта сумма после девальвации маната составляет всего 5 евро. Это больше, чем в Украине (2.68 евро), но меньше, чем у соседей (в Армении и Грузии, например, в день тратят 6-7 евро). При переходе же на европейские нормы затрат (не менее 99 евро в день) затраты на тюрьмы из бюджета должны будут вырасти в 20 раз. Но даже и сейчас месячное содержание каждого заключенного обходится налогоплательщикам в 2,5 минимальной зарплаты, причем без какой-либо ощутимой отдачи. В условиях экономического кризиса это слишком накладно. Именно этим и можно объяснить факт, что правительство в поисках внутренних ресурсов обратилось к теме трудоустройства заключенных.
— Насколько сложной будет эта перестройка?
— В принципе, совсем с нуля начинать не придется. Когда-то в колониях Азербайджана существовало промышленное производство, и оно было прибыльным. В 1990 г., например, доля привлеченных к труду заключенных составляла 67,8%, а по некоторым колониям превышала 80%, объем производства (в ценах 2005 г.) превышал уровень 2005 г. в 335 раз! Это наглядно иллюстрирует имеющиеся внутренние ресурсы. Однако необходимо учесть новые реалии, в частности, рыночный характер экономики, наличие частного сектора экономики и т.д. Поэтому в 2008-2009 гг. группой юристов (Н.Тагиев, К.Салимов, Н.Керимов) совместно с Институтом стратегических исследований Министерства экономики АР были проведены комплексные исследования в этой области.
По результатам было издано пособие «Производственные участки Пенитенциарной службы», подготовлены предложения по экономико-правовому обоснованию обеспечения занятости в пенитенциарной сфере. Нами были предложены необходимые изменения и дополнения в законодательство Азербайджанской Республики. При этом были изучены предложения со стороны международных организаций, обобщен опыт различных стран по привлечению осужденных к работе и организации эффективного производства в местах лишения свободы.
— В распоряжении президента говорится о привлечении частного капитала…
— Это отражает мировую практику в этой сфере. Возьмем, к примеру, Америку, где государство привлекает частный капитал, экономя бюджетные деньги. В США самое большое в мире тюремное население в 2,2 млн. осужденных, на которых тратится 50 млрд. долларов в год, Прибыль же от производимых трудом осужденных товаров и услуг составляет около 70-73 млрд. долларов США. Главный вопрос — сделать все необходимое для интеграции осужденного в общество после освобождения от наказания. Департамент Программы тюремной промышленности и коррекции, который был создан в 1913 году, занимается обучением трудовой этики и приобретением навыков, необходимых для успешной интеграции в обществе после освобождения от отбывания наказания, а также привлечением бизнес-структур.
Сюда входят и техническое обучение, и организация работы, и повышение квалификации участвующих в Программе заключенных. В тюремной государственной индустрии США созданы целые отрасли промышленности: печать(тиражирование), производство и реставрация мебели, посадка и выращивание растений, производство текстиля, вышивка художественных и сувенирных изделий, содержание скота, прачечная. Бюро агробизнеса включает молочные фермы, выращивание, технических культур (в основном выращивание, сбор хлопка), и т.д.
В настоящее время в 37 штатах легализовали заключение тюремного труда частными корпорациями, которые осуществляют свою деятельность в государственных тюрьмах. В список таких компаний входят сливки корпоративного общества США: IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT &T, Wireless, TexasInstruments, Dell, Compaq, Honeywell, Hewlett- Packard, Nortel, LucentTechnologies, 3Com, Intel, NorthernTelecom, TWA, Nordstrom’s, Revlon, Macy’s, PierreCardin, TargetStores и многие другие. Две крупнейшие частные компании, вкладывающие средства в тюремную экономику, только за один 2016 год указали годовые доходы в размере 1,6 млрд. и 1,7 млрд. долл. США.
— А как этот труд повлияет на главную задачу наших тюрем — исправление преступников?
— В данный момент рецидив среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, составляет 67% (данные из СМИ). Одной из главных причин столь высокой рецидивной преступности осужденных является неиспользование для ресоциализации вовлечения заключенных в общественно-полезную трудовую деятельность. Обычно в качестве причин приводят отсутствие условий для трудовой занятости осужденных, несовершенство производственно-хозяйственной деятельности Пенитенциарной системы и низкая экономическая эффективность труда осужденных; отсутствие новых принципов привлечения к труду осужденных; отсутствие рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы Пенитенциарной системы.
Между тем опыт зарубежных стран наглядно показывает, что в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается на труд, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в целом (Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания). Таким образом, создание рабочих мест и привлечение осужденных к труду — это не только огромная экономическая проблема, но и задача, имеющая большое значение для обеспечения безопасности общества, без решения которой мы не сможем достичь поставленных целей наказания.
— И каковы же пути выхода, с учетом нынешней сложной экономической ситуации?
— Необходим комплексный подход. Одно лишь Министерство юстиции АР не сможет решить эту проблему, так как оно не обладает материальными и финансовыми ресурсами. Необходима разработка и принятие государственной программы по привлечению осужденных, отбывающих наказание, к труду и обеспечению их занятости. Для этого в Азербайджане имеются все ресурсы. Главное — выработать правильную и конструктивную стратегию.
По моему глубокому убеждению, необходимо отказаться от полного бюджетного финансирования, к которому мы все так привыкли. Новая стратегия должна предусматривать привлечение бизнес-инвестиций со стороны. Государство же должно создать соответствующий инвестиционный климат путем принятия пилотных программ, программ развития отдельных отраслевых направлений и минимального финансирования.
Необходима разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности пенитенциарных учреждений, обеспечения их собственным производством для выпуска конкурентоспособной продукции, обновления имеющейся производственной базы и т.д. Это не просто приведет к повышению эффективности исправления и перевоспитания осужденных, но и к огромной экономии денежных затрат, повышению заработной платы тюремного персонала и т.д.
— Как это все отразится на реформе Пенитенциарной системы?
— Несмотря на значительные изменения в Пенитенциарной системе Азербайджана, как и во многих странах постсоветского пространства, в ней все еще сохраняются остатки советской системы. Учет нынешнего экономического развития Азербайджана, реализация потенциала международно-правовой интеграции помогут завершить трансформацию Пенитенциарной системы. Обеспечение работой попутно решает множество других проблем.
Возьмем, к примеру, проблему противодействия криминальным структурам, создающим угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений- «авторитетам» и «общакам» (воровской кассе). Одним лишь наказанием эту проблему не решить, потому что и у нее есть экономические корни. Представьте себе, что лицо, имеющее на иждивении детей, престарелых родителей, одним словом, являющееся единственным кормильцем в семье, попадает в места лишения свободы. В случае материальной нужды он обращается за помощью в «общак» и становится «повязан» с криминальными структурами, которые его контролируют и в любой момент могут потребовать от него совершения преступлений. Этого бы не было, если заключенный мог бы заработать эти деньги сам.
Кроме того, без возмещения причиненного преступлением ущерба, как правило, невозможны помилование и условно-досрочное освобождение. Есть и другая проблема — институционализация заключенных. За долгие годы без работы заключенные теряют трудовые навыки, возможность освоения профессий, которые можно было бы применить после освобождения. В результате человек не приживается на свободе и возвращается в места лишения свободы. На решение этих и других вопросов в своей основе и нацеливает распоряжение президента.