Точка зрения, Эхо

Мировая финансовая революция в Азербайджане

Омар ОМАРОВ, журналист, публицист

Все люди хотят быть богатыми, и в наше время, казалось бы существуют все условия для его достижения. Самое интересное состоит в том, что о деньгах никто ничего не знает, то есть о деньгах нет никакой информации.

А зачем знать, скажете вы? Действительно, заезжая на мойку, мойщику нужно нажать кнопку моющей машины, а не изучать ее устройство. Но общество — не машина, а мойщик- не экономист, а угроза экономических кризисов всегда стоит на повестке дня. Ответы нужны как воздух, а ищущий их натыкается, в первую очередь, на различные теории заговоров и по незнанию становится пешкой в чьей-то игре.

С другой стороны, никто не знает, что будет с деньгами в ближайшей перспективе и это еще более усугубляет положение. Нас ждет Мировая финансовая революция, и Азербайджан может сыграть в этом ведущую роль. Но давайте по порядку.

Как-то еду с одним товарищем на машине, озадачиваю его идеями прошлой статьи о НТР, о смене научной парадигмы, и тут он меня озадачил вопросом. Моя мысль состоит в том, что наши экономические знания стоят на шаблонах и аксиомах, которые тормозят развитие. В школах и институтах преподают зазубренные истины, в которых не разбираются даже сами учителя, а если и разбираются, то не могут простым языком, как для школьника, все объяснить. Восполним этот пробел. Например, нас учат, что в экономике все стоит на принципе (парадигме) купи-продай, получи выгоду и радуйся.

На самом же деле это не так. Как так? Потому что выше есть еще более важная парадигма — это парадигма страны, которая говорит, что все пропускается через призму государственной безопасности. Вот он меня и спрашивает: например, эта машина, в которой мы сидим, произведена в другой стране, и при чем здесь безопасность нашей страны. Я и говорю, что парадигма — это такая вещь, которая невидима, но она присутствует во всем, поэтому ты не сможешь все, что захочешь, купить, продать даже при наличии спроса, и даже если товар полезный.

И тут мне вспомнились вот эти слова: «Форма стоимости, получающая свои законченный вид в денежной форме, очень бессодержательна и проста. И, тем не менее, ум человеческий тщетно пытался постигнуть ее в течение более чем 2 000 лет, между тем как, с другой стороны, ему удался, по крайней мере, приблизительно, анализ гораздо более содержательных и сложных форм. Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции. Но товарная форма продукта труда, или форма стоимости товара — есть форма экономической клеточки буржуазного общества. Для непосвященного анализ ее покажется просто мудрствованием вокруг мелочей. И это действительно мелочи, но мелочи такого рода, с какими имеет дело, например, микроанатомия».

Гениально, и это сказал человек еще в XIX веке. Это цитата из «Капитала» Маркса — единственный, кто хоть что-то сказал о деньгах. Напомню, он ввел понятие двойственной природы труда. Но с тех пор мир изменился, и это определение не соответствует современной картине мира. Требуется глобальный подход, и благодаря современному мировоззрению почву для спекуляций мы уберем. Совместим теорию Маркса и мировую практику, так как теория без практики слепа, практика без теории мертва. Проблема: в современном мире одного теоретика или практика недостаточно, принцип конкуренции дает обратный эффект.

1. Итак, какие глобальные практические изменения с деньгами произошли? Мы знаем, что первый шаг был сделан с созданием ФРС США, и печатный станок перешел в частные руки. Если даже предположить, что этот станок вернут, то, будьте уверены, это и будет первым шагом к катастрофе вселенского масштаба. Замечу, что тот, кто начинал какой-либо бизнес, понимает, что в какой-то период надо завести бухгалтера, и тогда шанс на будущее развитие есть. Элементарно. Тот, кто не распределит и не делегирует полномочия, никогда не подымется. Так что Рокфеллеры и Ротшильды — не такие уж и плохие ребята. Будь вы или я на их месте и в то время, в лучшем случае поступили бы также. Прежде чем судить исторические личности, подумайте, насколько больше или меньше трагедий вы сделали бы, будучи на их месте. Вывод: в глобальных делах не получается «думать, а потом делать», поэтому никто не может управлять этим миром. Чтоб научиться управлять миром, сначала научись управлять собой.

2. Второй очень важный и нужный шаг — отделение привязанности денег к материи, то есть к золотому эквиваленту. Материя и материальное всегда ограничивает развитие человека. Без глубокого осознания, понимания этого и предыдущего шага, нет смысла говорить о следующем, мы не сможем сделать сам прорыв, саму Мировую Финансовую революцию, в результате которой и наступит давно предрекаемый Золотой век. Как?

3. Третий шаг предстоит сделать нам. Азербайджан является идеальным плацдармом для этого. Смена научно-технической парадигмы приведет к необходимости изменения социально-экономической парадигмы. Напомню, первая сменится благодаря созданию нового вида транспорта, об этом говорится в предыдущей статье. Создание этого транспорта, возможно, станет благодаря смене парадигмы самого транспорта. Сейчас транспорт выполняет в первую очередь задачу перемещения людей, а потом изобретатели думают о нашей безопасности. В таком положении мы все живем как камикадзе, просто на фоне миллиарда людей ежегодная гибель нескольких сот тысяч абсолютно незаметна.

Не забывайте булгаковское «Аннушка уже разлила масло». Итак, главное — это безопасность любого отдельно взятого гражданина, далее богатство и удовлетворенность им. В современных социально-экономических отношениях невозможно 100% удовлетворение материальных потребностей всех граждан с такой же обратной удовлетворенностью самих граждан. Согласитесь, лучше жить в том обществе, где все начинается с вас, а не на вас все заканчивается, как на жертвенном баране для отпущения всех грехов. При этом эта формула справедлива для всех граждан данного общества. Заметьте, это перспектива всего лишь нескольких лет, а не десятилетий.

В XIX веке, напомню, была поставлена под сомнение аксиома параллельности Евклидовой геометрии и появилась новая геометрия. Казалось бы параллельные прямые на то и прямые, чтоб не пересекаться, а, оказывается, если бы они не пересекались, то мы бы не полетели в космос.

И тут мне вспомнилась такая аксиома: много денег не бывает. Верна ли она? Не она ли делает всех людей бедными и несчастными, даже при наличии огромных средств? Чем грозит нам избавление от этой глупой мысли и ей подобных. Можно затопить весь мир деньгами. Но это уже совсем другая революция, в совсем другой статье.