За рубежом

«Несвоевременный визит» и прогнозируемые проблемы

abxazia-abkhaziyaА.ШАКУР

Безопасность на дорогах — проблема, с которой сталкиваются многие страны. Рецепт решения у каждого государства свой, и ответственность за нарушения правил дорожного движения — совет в общем-то универсальный. Россия, где ДТП в 2016 году унесли 20 тысяч жизней, — не исключение.

Здесь перестраивают дороги и развязки, усиливают контроль за выдачей лицензий на вождение и ужесточают ответственность за нарушения ПДД. Где вскоре может появиться и такой термин, как «опасное», или «агрессивное», вождение — все эти «шахматки», «перестроения» из ряда в ряд, «подрезания» и т.д.

Как признают многие эксперты, далеко не все такие опасные маневры на дороге можно подвести под конкретную статью ПДД, но вот мириться с ними тоже не получается. Плата оказывается слишком высокой?

Но вот как быть, когда речь идет об «агрессивном вождении» уже в большой политике?

В годовщину нападения России на Грузию президент РФ Владимир Путин отправился в оккупированный грузинский Сухуми, который в Москве, впрочем, объявили «столицей независимой Абхазии». Этакая политика по принципу «мне все равно, что вы об этом подумаете» без малейших шансов, что в Кремле наконец задумаются о степени «нерукопожатности» собственной страны, задумаются о причинах этой самой нерукопожатности и попытаются сделать свое поведение чуть более цивилизованным.

В Сухуми Путин встретился с местным «президентом» Раулем Хаджимбой. И в ходе встречи заверил: «Нам есть о чем поговорить, но самое главное заключается в том, что у нас особые, совершенно особые отношения с Абхазией. Мы надежно гарантируем безопасность и самостоятельность Абхазии, независимость. Уверен, что так и будет дальше».

Сказать, что этот визит стоил России серьезных имиджевых потерь, ничего не сказать. Реакция цивилизованного мира оказалась вполне предсказуемой. Официальный представитель американского госдепартамента Хизер Нойерт назвала визит Путина в Абхазию неприемлемым шагом.

«США считают, что посещение президентом России Владимиром Путиным оккупированной Россией территории Грузии является неприемлемым, нарушающим принципы Женевских дискуссий по Закавказью, частью которых Россия является», — заявила дипломат, добавив, что «Соединенные Штаты требуют от России вывести ее войска на довоенные позиции в соответствии с соглашением о прекращении огня от 2008 года, отказаться от признания грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия». В заявлении дипломата отмечается, что Вашингтон «подтверждает полное признание суверенитета и территориальной целостности Грузии в рамках границ, признанных на международном уровне».

В НАТО сожалеют, что президент России Владимир Путин приехал в Абхазию в годовщину окончания «пятидневной войны», не согласовав свой визит с Тбилиси, заявил исполняющий обязанности представителя альянса Дилан Уайт. «Визит президента Путина в грузинский регион, Абхазию, в девятую годовщину вооруженного конфликта вредит международным усилиям по поиску мирного решения путем переговоров», — сказал он.

По мнению властей Грузии, визит президента России Владимира Путина в Абхазию является продолжением политики Москвы, направленной против Тбилиси. «Визит грубо нарушает нормы международного права», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИД Грузии. «МИД Грузии призывает Россию прекратить провокационные действия против государственности Грузии и уважать территориальную целостность суверенного государства», — отмечается в сообщении. Тбилиси требует от Москвы прекратить «провокационные действия», уточняется в тексте.

Впрочем, одними имиджевыми потерями, на которые в РФ привычно не обращают внимания, дело не ограничивается. На фоне санкций и экономических проблем самой РФ Путин обещал Хаджимбе финансовую помощь. А деньги в Абхазии, при местном уровне коррупции, уходят, как вода в песок.

А что же, так сказать, «в плюсе»? Даже с учетом весьма своеобразной российской политической логики?

У московских экспертов наготове объяснение: если не Абхазия, то, мол, НАТО вплотную приблизится к границам России. Но…

Прежде всего откроем страшную тайну: еще в советские годы здесь, на Черном море, СССР напрямую граничил с входящей в НАТО Турцией. Таких «точек» на карте было три: Берингов пролив, где напрямую граничили США и СССР, полуостров Рыбачий, где проходит граница с Норвегией, и сопредельный с Турцией Южный Кавказ. Еще больше было «точек соприкосновения» между странами НАТО и государствами, входившими в Организацию Варшавского Договора, на территории которых стояли советские войска. И вселенской катастрофы из-за этого не случилось. Сдержать же при помощи аннексии Абхазии «пронатовский дрейф» Грузии не только не удалось, а как раз наоборот. Но даже не это самое главное.

Конечно, политтехнологии «буферных стран» и «санитарного кордона» изобретены не вчера. Но одно дело — вполне себе признанное и добропорядочное «буферное» государство, нападать на которое — себе дороже, в том числе и потому, что для «главного противника» пропадает весь эффект внезапности. И совсем другое — такое вот образование, сам факт которого уже несет в себе риск будущей войны.

Другое дело, что интересует Россию вовсе не «буфер», а расширение зоны контроля над Черноморским побережьем. Особенно с учетом возможностей использования базы в Гудауте и Сухумской бухты. Только вот…насколько прочны позиции РФ в самой Абхазии?

Об этом накануне провокационного визита в Сухуми президента РФ Владимира Путина писали если не все, то многие: в Абхазии существует серьезная угроза безопасности и для российских туристов, и для инвесторов. Более чем лояльный Москве «Взгляд» в этой связи отмечает: «За последний месяц в Абхазии произошло несколько резонансных преступлений и один несчастный случай, повлекшие за собой жертвы среди россиян и привлекшие внимание к криминогенной обстановке в республике. При попытке ограбления прямо на пляже в Гудаутском районе был убит россиянин Андрей Кабанов. С применением пыток утюгом, как в 90-е годы, ограблена российская семья, купившая в республике жилье и небольшой бизнес. Из-за нарушений техники безопасности при ремонте проводки взорвался склад с боеприпасами около села Приморское, в результате чего погибли две туристки из Питера и пострадали порядка 60 человек, половина из которых — туристы».

Как с иронией продолжает газета, «убийцы Кабанова были задержаны через несколько дней, и самое внятное в их показаниях — мычание. Типичные сельские курортные гопники, за свою недолгую жизнь привыкшие к бандитизму и безнаказанности, основанной на круговой поруке и родственных связях».

Строго говоря, в курортных городах Черноморского побережья криминала хватало всегда. Да и поговорку «Ростов — папа, Одесса — мама, а Сочи — яма» тоже придумали не зря. Но в Абхазии этот традиционный курортный криминал принял беспрецедентные масштабы. Плюс ко всему здесь оказалось нереальным привлечь кого-либо к ответственности — по оценкам «Взгляда», «своеобразный набор родственных связей защищает мелких преступников — обязательно найдется какой-нибудь дядя, который отмажет «бедных племянников». В какой-то момент количество мелких гопников стало критическим, а безнаказанность окончательно опьянила — и шпана взялась за ножи». Еще больше проблем было у российских инвесторов.

«Иностранцам запрещено владеть там землей и бизнесом, потому каждый инвестор вынужден искать кого-то из местных, кто войдет с ним в долю. Есть хрестоматийные истории, когда эти самые местные соинвесторы отбирали у россиян бизнес, как только он начинал приносить прибыль. Несколько раз это делалось под прикрытием «патриотической» риторики: мы за эту землю воевали, а вы тут кто такие?» — сетует газета. Более того, в Сухуми всячески противятся попыткам Москвы усилить контроль над местными марионеточными «силовыми структурами».

И вот, судя по всему, Владимир Путин в ходе своей поездки в Сухуми «стукнул кулаком по столу». Во-первых, он заявил, что рассчитывает на совместную работу силовых структур двух стран в этой области. Во-вторых, напомнил о договоренностях по организации информационно-координационного центра министерств внутренних дел. А в-третьих, прямо дал понять, чего ждут в Москве.

«Имею в виду, что и сами граждане Абхазии, и русские, и гости, откуда бы они ни приехали, в том числе и из России, должны понимать и чувствовать, что они находятся под надежной защитой, — подчеркнул президент России. — Очень рассчитываю, надеюсь на то, что эта совместная работа будет повышать уровень безопасности пребывающих здесь туристов». По мнению «Взгляда», «глава российского государства «рассчитывает» и «надеется». С учетом некоторых особых обстоятельств и нынешнего контекста к такого рода глаголам в его речи стоит прислушаться».

Но вот станут ли прислушиваться к его словам в Абхазии, где не сомневаются в своей исключительной ценности для РФ и рассматривают Москву как этакую «дойную корову»? И где в силу ряда обстоятельств просто нет реальных возможностей для заработка, но зато есть запутанные родственные связи и «особый менталитет»? На этом фоне эксперты не исключают, что главные проблемы для России в оккупированной Абхазии еще впереди.