Точка зрения, Эхо

Синдром «автоша», или «Приехали»

Д.АХУНДЗАДЕ

Когда в мире впервые прошли «уличные» автогонки, историки ответить затрудняются. И предупреждают: это дату первых соревнований «Формула-1» или выхода в прокат первой серии голивудской киносаги «Форсаж», посвященной «стритрейсерам», то есть уличным гонщикам, можно установить с документальной точностью.

А когда первый владелец еще того, тихоходного, с паровым двигателем автомобиля решил показать другому владельцу «самодвижущегося экипажа», что его «железный конь» быстрее, можно только гадать. И нет сомнений, что произошло это еще на заре автомобильной эры.

А сегодня в Баку обсуждают последствия очередной такой «уличной гонки». Вечером, 3 августа, уличные гонки перед Академией художеств затеяли два «автоша» — Наиль Аллахвердиев, внук вице-премьера Азербайджана, председателя Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанова, сидевший за рулем автомобиля Mercedes Gelandewagen, и водитель автомобиля Mazda Мирмухаммед Исмайлов, или «Мага», сын бывшего заместителя начальника отдела Государственной дорожной полиции Насиминского районного управления полиции города Баку майора полиции Аловсата Исмайлова.

В какой-то момент Gelandewagen налетел на попутную автомашину, от столкновения потерял управление и, вылетев с основной дороги на второстепенную, сбил троих пешеходов, влетел в ограждение, вследствие чего машина загорелась. В аварии погибли находившийся в Mercedes Gelandewagen Мехти Алиев и пешеход Вагиф Асадов. Пострадали еще два человека — граждане Турции Муталлиб и Сонгюль Чекиш, которые были доставлены в больницу.

Мирмухаммед Исмайлов получил месяц административного ареста — он виновен только в опасных «уличных гонках», но непосредственную ответственность за гибель людей не несет. Против Наиля Аллахвердиева возбуждено уголовное дело. Он арестован на четыре месяца, и это не административный арест, как у его «соперника» по автогонкам, а предварительное заключение на время следствия: впереди еще суд и, по всей видимости, обвинительный приговор.

Многие уже вспомнили, как распрощался с должностью заместитель начальника Государственной службы по мобилизации и призыву на воинскую службу Азербайджанской Республики, генерал-майор Новрузали Оруджев — после того, как его сын взялся «воспитывать» на дороге водителя автобуса. Тогда дело, к счастью, обошлось без жертв и без «уголовных» статей. А сейчас — двое погибших, еще двое в больнице. А это уже, простите за повторение азбучных истин, другая ответственность.

И есть надежда, что в результате в Азербайджане не появится «местное издание» московской уличной гонщицы Мары Багдасарян, которую после смертельного ДТП вроде бы лишали прав, но продолжают каждый раз задерживать за рулем, и не начнет раскручиваться свой вариант рассказанной российскими СМИ постыдной истории, когда дамочка на дорогой автомашине, выезжая со двора, насмерть сбивает ребенка, а эксперты сначала объявляют, что малыш был мертвецки пьян, затем — что он вообще погиб до того, как был сбит машиной…

Во всяком случае, МВД и Генпрокуратура уже официально предупредили: все еще встречаются государственные чиновники и члены их семей, которые не извлекли урока из неоднократных серьезных предупреждений, сделанных президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, и продолжают «беспредельничать», но, независимо от занимаемой должности, заслуг и авторитета, будут приняты самые строгие меры в соответствии с законодательством в отношении каждого чиновника и члена его семьи, которые игнорируют предупреждения главы государства, своими действиями демонстрируют открытое неуважение к обществу, грубо нарушают правила дорожного движения и законы.

Предупреждение, что и говорить, своевременное. И заставляющее в который уже раз вспоминать неожиданное признание, которое сделал журналистам один из фигурантов знаменитого «Уотергейтского дела».

В «команде» Никсона было много «тридцатилетних», и один из них вспоминал, как опьяняюще действует на человека внешний антураж власти: черные лимузины, полицейские эскорты, спецсамолеты, морские пехотинцы, которые вытягиваются в струнку и бросают руку к козырьку при твоем приближении… Чувствуешь себя едва ли не небожителем, и в такой ситуации легко поверить: законы существуют для всех, кроме тебя…

Только вот есть во всей этой истории еще одна сторона, которая даже в нынешней горячей дискуссии в соцсетях осталась как бы за кадром.

Есть такое избитое выражение: взрослые отличаются от детей прежде всего стоимостью своих игрушек. А мы с вами живем не в СССР. В нашем обществе есть и будут, кроме всех прочих, богатые и очень богатые люди — «национальный предпринимательский класс». Те самые люди, для которых выпускаются дорогие и очень дорогие товары, от кофточки за тысячу манат с «хвостиком» до автомобиля за несколько сотен тысяч манат.

И они эти товары будут покупать — и себе, и своим детям. Просто потому, что это заложено в каждом родителе: дать, подарить, купить своему ребенку самое лучшее, неважно, три годика этому ребенку или двадцать три. Сначала — погремушку, потом — куколку, затем — игрушечные машинки, компьютерные «стрелялки», «навороченный» телефон…А когда станет постарше — автомобиль, и тоже получше, тот, где под капотом побольше «лошадей»… Деньги способны сделать доступными многое — от трехэтажной мраморной виллы и отдыха на Лазурном берегу Франции до «бентли» в гараже.

Другой вопрос, что с этими самыми большими деньгами надо еще научиться жить, а это уже удается не всем. Особенно если речь идет о тех самых «миллионерах в первом поколении», тех, кто уже дотянулся до больших денег, но еще слишком хорошо помнит те времена, когда денег не было от слова «совсем», и теперь стремятся, чтобы у сыновей, дочерей, внуков было «все». По крайней мере все, что можно купить за большие и очень большие деньги.

Трагедия дочери греческого судовладельца, миллиардера Аристотеля Онассиса, тоже ставшего миллионером в первом поколении — пример на все времена. Да и Уинстон Черчилль не зря предупреждал: «От деревянных башмаков к деревянным башмакам — путь в четыре поколения: первое поколение наживает, второе — приумножает, третье — транжирит, четвертое — возвращается на фабрику».

Но…намеренно оставим в стороне философию, психологию и справедливые, пусть и немного затрепанные, советы в стиле «не в деньгах счастье». Просто в который уже раз вспомним еще одну нашумевшую историю, о которой не раз рассказывалось в прессе, в том числе в нашей газете.

В далеком, уже 2009 году, российские СМИ с понятным осуждением и возмущением рассказывали о «неофициальной» гонке, которую устроила российская «золотая молодежь» на трассе Женева-Лозанна, вдоль берега Женевского озера. В газетах, в основном, мелькали имена сыновей Тельмана Исмаилова — Алекпера и Сархана, хотя, по заслуживающим доверия данным, участвовал в «заезде» еще и сын одного из российских чиновников. Автомобили: Bugatti Veyron, Mercedes McLaren, Porsche Cayenne Turbo и Lamborghini Murcielago — взяли в аренду.

Вначале было весело, желанный прилив адреналина, но затем один из гонщиков тот, что сидел за рулем Lamborghini Murcielago, не справился с управлением и влетел в «Фольксваген Гольф», за рулем которого находился немецкий пенсионер. Своего друга из разбитой машины гонщики вытащили, про пенсионера даже не подумали…

Наверное, в той истории тоже наличествует широчайшее поле для комментирования. Можно вспомнить, как уже едва ли не на второй день Исмаиловы-младшие, уплатив залог, не только оказались на свободе, но и покинули Швейцарию: такое вот вполне официальное «особое правосудие» для очень богатых. Или поинтересоваться, почему имена Алекпера и Сархана Исмаиловых склоняли на все лады, но вот имени их партнера по опасным развлечениям, сына российского госчиновника, так и не назвали. Наконец, любопытно, понес ли хоть какую-то ответственность владелец автопрокатной конторы, который, как выяснилось, вообще не имел права давать юнцам, которым едва перевалило за двадцать, эти автомобили напрокат.

А вот тут надо поподробнее. Потому что, как выяснилось, в Швейцарии такие автомобили, как Mercedes McLaren, взять напрокат можно только по достижении 30 лет и при наличии минимального стажа вождения гоночного болида. А вот это уже серьезно.

Не то чтобы неважно, насколько скрупулезно эти правила соблюдались в самой же Швейцарии — просто сам факт их наличия показывает, что обычных водительских прав для того, чтобы сесть за руль такого вот скоростного и супердорогого чуда на колесах, еще недостаточно. Что скоростное вождение — особое искусство, которому надо учиться и учиться не просто на улицах, где есть и другие машины, и пешеходы, а на гоночном треке.

И еще. Не берусь судить, насколько этот возрастной ценз в 30 лет — надежная страховка от неприятных неожиданностей на дороге. Увы, приходилось встречать людей, которые и в 40, и даже в 50 лет, и за рулем вовсе не «феррари» или «бугатти», а вполне обычных «Жигулей», если их кто-то обгонял, были готовы обгонять в ответ, «подрезать» и вообще «воспитывать». Но сам факт существования возрастного ценза для вождения этого скоростного спортивного автомобиля показывает: уметь управлять гоночным болидом — это не самое главное и не самое сложное. Еще надо уметь управлять собой.

А это уже заставляет задать вполне «родительский» вопрос тем папам, мамам, дедушкам, бабушкам, тетям и дядям, которые вот сегодня планируют при наличии больших и вполне легальных денег приобрести своему повзрослевшему чаду «ламборджини», «бугатти» или «порше кайенн» — а вы уверены, что не дарите ему ( или ей) слишком опасную «игрушку»? Простите за столь наивную аналогию, но пока ваш ребенок еще маленький, вы ведь, невзирая на все его мольбы и плач, не позволите ему играть с ножом, а тем более со спичками или какой-то затейливой настольной зажигалкой, прекрасно понимая, что к этим игрушкам ваш ребенок еще не готов?

Так может быть, и перед покупкой автомобиля стоит задать себе вопрос: а вы уверены, что ваш ребенок готов к тому, чтобы сесть за руль такого вот скоростного и мощного чуда техники? Что он уже достаточно хорошо умеет управлять собой, чтобы управлять автомобилем? Пусть даже де-юре у него уже есть «право на права»? И если такой уверенности у вас нет, то, не хотелось бы озвучивать это вслух, но осознаете ли вы, что за эти забавы с супердорогой игрушкой не только случайно оказавшиеся на дороге рядом с вашим чадом люди, но и сам ваш любимый ребенок может заплатить не только свободой, но и здоровьем, а то и жизнью?

Наиль Аллахвердиев успел выскочить из горящего «Гелендвагена», но так везет не всем «стритрейсерам». И если вы рассчитываете, что на все неприятности с «автогражданкой» у вас хватит денег, то смеем напомнить: на дороге случается и такое, когда не помогут никакие деньги и никакие телефонные звонки.

Нет, я не призываю разработать и внедрить этакую систему «психологических тестов» или дополнительных экзаменов. Во-первых, это долго и хлопотно. Во-вторых, стопроцентной гарантии не дают никакие тесты и исследования.

А в-третьих, никто не знает своего ребенка лучше, чем его собственные родители, которые и дарят ему такие дорогие автомобили. И не всегда задумываются, в какой ситуации им предстоит произнести сакраментальное «Приехали».