За рубежом

«Грузинская ловушка» для России и Запада

НУРАНИ

Можно ли прогнозировать стихийные бедствия? Ученые отвечают: в чем-то да, а в чем-то нет. Уже давно составлены карты сейсмоопасных районов, и специалисты-сейсмологи весьма уверенно отвечают на вопрос, где и с какой силой может «тряхнуть».

Но вот ответить на вопрос, когда это может произойти, современная наука не в состоянии. Более того, если даже произошел сравнительно слабый толчок, не всегда можно с требуемой долей точности определить, что же произошло: энергия, копившаяся в земле, разрядилась сравнительно слабым колебанием, или же это, как говорят специалисты, «фор-шок», то есть предвестник более сильного землетрясения?

А порой нечто подобное происходит и в политике. Где не всегда можно отличить «локальный конфликт» от «фор- шока» куда более опасного взлета напряженности. «Август, восьмого», новый виток агрессии России против Грузии — пример классический.

Сегодня в Грузии в память о павших за независимость и единство Грузии, на зданиях парламента в Тбилиси и Кутаиси одновременно были приспущены государственные флаги.

Как напоминают в Тбилиси, вторжение началось еще 7 августа 2008 года -под смехотворным предлогом необходимости защиты граждан России (жителей Цхинвальского региона, которыми незаконно раздали гражданство России- ред.) и оккупировали большую часть Западной Грузии, и приблизились к Тбилиси на расстоянии в 30 километров. После международного вмешательства российские войска вынуждены были остановить наступление, покинуть Поти и Зугдиди и передислоцироваться в два грузинских региона — Абхазию и Цхинвальский регион.

Позже Россия признала оккупированные территории независимыми, назначив там свои марионеточные власти. По сей день эти территории (20% территорий Грузии) находятся под российской оккупацией, что подтверждено и признано международным сообществом. На оккупированных территориях Грузии дислоцированы до 10 тысяч российских военнослужащих.

В результате войны, напоминают в Тбилиси, погибли 408 граждан Грузии, из них 170 военнослужащих, 14 сотрудников МВД, 228 гражданских лиц. Россия по-прежнему не выполняет ни одно из обязательств, взятых в рамках международного соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, подчеркивают в Тбилиси.

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили вместе с членами правительства посетил Мухатгвердское военное кладбище в Тбилиси, где возложил венки к мемориалу погибшим в войне августа 2008 года.

«Миру нет альтернативы, и мы делаем все, чтобы, в первую очередь, сохранить мир. Мы строим единую, экономически сильную, демократическую, по-настоящему европейскую Грузию для того, чтобы это был общий дом для грузин, абхазов и осетин», — сказал он.

«Конечно же, эта война стала трагедией для всех. Поэтому мы обязательно должны посмотреть друг другу в глаза, сказать то, что должны и примириться, так как примирению нет альтернативы», — подчеркнул Г.Квирикашвили.

Только вот давно известно: для того, чтобы в регионе укрепился мир, надо, чтобы свой путь к этому миру прошли все стороны, А для игры на обострение достаточно, чтобы этого хотел кто-то один. И если в Грузии призывают к миру, то в России ведут себя ровно противоположным образом. Дмитрий Медведев, занимавший в 2008 году пост президента РФ, написал на своей странице в Facebook, что оказывается, имела место «операция по принуждению Грузии к миру», и она была проведена Москвой в соответствии с законом.

«Откровенно признаюсь, до 8 августа 2008 года мне казалось немыслимым, что в XXI веке кто-то может расстреливать из «Градов» спящих в своих домах стариков, женщин и детей», — заявил он. Немного напутал: по жилым кварталам Гори Россия стреляла не из «Градов», а из ОТРК «Искандер». Но такие мелочи Дмитрия Анатольевича не волнуют.

Перед ним другая «сверхзадача», и он послушно расскажет, что Россия была обязана защищать своих граждан и готова всегда делать это в будущем. «Я говорю и о жителях Южной Осетии, у которых был российский паспорт, и о наших миротворцах, которые выполняли решения международного сообщества по поддержанию стабильности в регионе», — уверяет Медведев, заодно повторяя, что атака на «Цхинвал» (Цхинвали — Ред.) была организована «тогдашним грузинским руководством совершенно цинично и подло». А вот президент России Владимир Путин отправляется в эти дни в оккупированную Абхазию.

Другой вопрос, кого и в чем таким образом пытается убедить Москва.

Российская пропаганда через девять лет продолжает писать по-старому — о «мирно спящем Цхинвали», о коварстве «грузинских фашистов», которые напали на «миролюбивых российских миротворцев». Казалось бы, уже давно известно — в том числе и со слов Путина, — что война готовилась задолго, что целью была не «защита осетинского населения», а банальная геополитика — страх перед сближением Грузии с НАТО и ненавистными трубопроводами, разрушающими энергозависимость европейских стран от российского газа, пишет профессор Государственного университета Илии (Грузия) Олег Панфилов в своем блоге на украинском сайте «Крым.Реалии».

Добавим от себя: таким образом Россия, по всей видимости, решила ответить на недавние учения НАТО в Грузии «Достойный партнер», в ходе которых на территории Грузии появились американские танки «Абрамс». А еще — на заявления вице-президента США Пенса, который решительно осудил российскую оккупацию Цхинвали и Сухуми. Наконец, это происходит на фоне общего роста напряженности между Москвой и Вашингтоном. «Вице-президент США Майк Пенс посетил с официальным визитом несколько постсоциалистических стран, в том числе Грузию, где параллельно прошли натовские военные учения.

Плюс к этому США усилили санкции в отношении Москвы. Невероятное хамство америкосов не могло пройти незамеченным, и, естественно, российская власть обязательно даст на него достойный ответ. Только, боже упаси, вы не подумайте чего-нибудь нехорошего — нет, конечно, Россия не запретит продажу урана и титана, не заберет из американских государственных облигаций сотни российских миллиардов, заработанных государством непосильным трудом на нефтегазовых скважинах. Не заморозит счета Билла Гейтса и Джона Маккейна в банке «Югра», не отберет у них дачи на Рублевке, не превратит Штаты в радиоактивный пепел, — — пишет Тенгиз Аблотия на украинском же сайте «Обозреватель». — Все это мелочи жизни. А ответ будет самый ужасающий, самый суровый из всех возможных. Назло Америке Путин посетит Абхазию».

Только вот… вся эта изрядно потрепанная фразеология звучит уже в совершенно другой редакции.

Напомним: тогда, в августе 2008 года российская агрессия против Грузии не встретила должной реакции мирового сообщества. Да, войска РФ вынудили остановиться, но даже авторы печально известного доклада Тальявини не нашли в себе политической воли заявить, кто первым начал стрелять. Хотя фактов к этому моменту было предостаточно, от заявлений тех же перебежчиков, вроде сержанта Глухова, что стягивать армию к границам Грузии начали еще в мае под видом учений, до спутниковых снимков.

Но объявлять агрессором РФ было страшновато и хлопотно. На Западе готовились к новой «перезагрузке», считали, что главное — это мир и диалог, и вообще, если перестали стрелять, то все нормально, а остальное можно решить путем переговоров. Даже признание Россией Абхазии Южной Осетии не привело ни к демаршам, ни к санкциям. Мир и диалог оказались дороже.

Но во многих мировых столицах тогда не учли, что свои выводы из происшедшего сделают и в РФ. Где тоже поняли: с границами новых независимых государств и в новом веке можно не церемониться. И уже через шесть лет случился «крымнаш». На который не реагировать уже не получалось. «Фор-шок» просто недооценили и получили в ответ настоящее «землетрясение» с санкциями, «противостоящими» учениями и резкими заявлениями.

И теперь демонстративное попрание лично президентом РФ основополагающих норм цивилизованного поведения уже встретит совершенно иную реакцию и иной уровень «ответов». Пусть даже не все будет высказано вслух. И вот на этом фоне российское повторение «мантр» из 2008 года слишком уж напоминает попытку отыграть ситуацию назад, к тем временам, когда российская агрессия не встретила достойного отпора. Но в политике, как известно, войти дважды в одну реку еще ни у кого не получалось.