За рубежом

Политические страсти вокруг священных ритуалов

katar-saudi-arabia-mekkaА.ШАКУР

Институт паломничества, по мнению специалистов, существует во многих религиях. К примеру, верующие христиане из многих стран стремятся посетить Иерусалим и Вифлеем, тибетцы стремятся в город Лхаса, индуисты — на берега священной реки Ганг.

А для мусульман, неважно, суннитов, шиитов, алавитов, салафитов, главным адресом паломничества остается город Мекка в Саудовской Аравии, точнее, расположенная в этом городе мечеть Аль-Харам-аш-Шариф и храм Кааба. Паломничество в Мекку — это один из пяти столпов веры в исламе, наряду с намазом, закятом (религиозным налогом), постом в месяц Рамадан и т.д.

Масштабы ежегодного паломничества таковы, что в Саудовской Аравии наряду с министерством по делам религий есть еще и особое министерство хаджа. Число желающих посетить священные города Мекка и Медина так велико, что власти королевства выделяют для каждой страны особую квоту, иначе существующие религиозные сооружения просто физически не справятся с наплывом паломников. А организация паломничества — вопрос непростой. По последним сообщениям, власти Саудовской Аравии мобилизуют для оказания медицинской помощи паломникам до 30 тыс. медицинских работников.

Кроме того, ведомство запустило программу по вакцинации от менингита и гриппа всего персонала, предоставляющего услуги пилигримам. По прилете в международный аэропорт Джидды иностранные гости будут обязаны пройти медицинское освидетельствование в соответствии со стандартами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Помимо этого, при подаче заявления на визу в посольствах Саудовской Аравии необходимо будет предоставить справки о вакцинации от менингита в обязательном порядке.

На время хаджа на усиленный режим работы будут переведены порядка 25 больниц в окрестностях горы Арафат, в долине Мина, где развернется крупнейший в мире «палаточный» городок, а также в Мекке и Медине. Там в последние дни августа — начале сентября миллионы паломников соберутся вместе, чтобы принять участие в обрядах хаджа. Ведомство планирует развернуть более 150 мобильных госпиталей, в общей сложности до 5 тыс. человек смогут одновременно получить медицинскую помощь. Для немедленной транспортировки больных Минздрав выделит 100 машин скорой помощи.

На «горячий режим» переходят полиция, пограничники, многие другие службы и ведомства.

Однако церемония хаджа в нынешнем году оказалась омрачена очередным скандалом.

Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что требования Катара об интернационализации паломничества мусульман в Мекку (хадж) является «объявлением войны» в отношении королевства, сообщает Al Arabiya. «Требования Катара к интернационализации святых мест являются агрессией и объявлением войны против королевства», — подчеркнул министр. По его словам, Саудовская Аравия имеет право ответить любому, кто «работает над интернационализацией святых мест».

Эксперты, однако, замечают: пока нет никакого официального подтверждения того, что Доха действительно выдвигала такие требования. Однако ранее Катар действительно упоминал, что Эр-Рияд политизировал паломничество в Мекку, притом, что ислам, как и любая религия, предполагает отсутствие политики в работе святых мест и проведении паломничеств.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Нервозная реакция Саудовской Аравии вполне объяснима. Особый статус Саудовской Аравии в мусульманском мире обеспечивают не только и не столько нефтедоллары, сколько наличие на ее территории главных святынь ислама, благодаря чему король Саудовской Аравии и носит титул Хранителя двух святынь.

Конечно, можно представить себе, что нынешняя перепалка — это продолжение разгоревшегося еще в начале июня дипломатического скандала между Эр-Риядом и Дохой. Тогда, напомним, о разрыве дипломатических отношений с Катаром по обвинению в поддержке терроризма и террористических группировок объявили Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани в своем первом публичном заявлении по теме отметил, что кампания арабских стран против Катара была спланирована заранее.

Затем Доха получила документ из 13 требований с целью разрешения возникшего конфликта. Катар ответил на предъявленный ультиматум. И хотя точное содержание ответа остается нераскрытым, известно, что на официальном уровне Доха объявила данные требования нереалистичными. Теперь, по некоторым сообщениям, ультиматум сократили.

Впрочем, имеет право на существование и другая версия. Согласно ей, в Эр-Рияде просто не простили Катару слишком самостоятельной «игры». В самом деле, до последнего времени именно Эр-Рияд «задавал тон» в политике на берегах Персидского залива.

Но теперь ситуация меняется. Крошечный Катар весьма резво «тянет одеяло на себя». Еще отец нынешнего правителя страны — Хамад бин Халифа аль-Тани — активно проводил модернизацию страны. С территории этой страны вещает «Аль-Джазира» — насколько скандальная, настолько же и популярная. Доселе малозаметная авиакомпания Qatar Airways вырвалась в мировые лидеры. А пришедший к власти в 2013 году нынешний шейх Тамим бин Хамад аль-Тани бросил Эр-Рияду новый вызов — он начал налаживать отношения с Турцией и Ираном, странами, с которыми у Эр-Рияда отношения были более чем прохладные.

Более того, несмотря на нынешний кризис, Эр-Рияд продолжает выстраивать отношения с той же Турцией. Накануне Катар провел совместные военные учения с турецкой армией, что демонстрирует стратегический союз этих стран после двух месяцев дипломатической блокады Дохи со стороны ряда арабских стран, сообщила на днях катарская газета Al-sharq. Как подчеркивают в Дохе, учения направлены на проверку готовности катарской армии защитить «жизненно важные экономические, стратегические, и инфраструктурные объекты».

Кроме того, в Катаре, напомним, уже действует турецкая военная база. Ее вывод является одним из условий, выдвинутых рядом арабских стран для восстановления дипотношений с Дохой, но выполнять эти условия Катар не спешит.

Турция, добавим от себя, в церемонию паломничества в Мекку никогда не вмешивалась. Другое дело — Иран, главный региональный соперник Саудовской Аравии. Особенно острый характер эти дискуссии приобрели после трагедии 2015 года, когда в давке во время хаджа погибли, по разным данным, от 760 до более чем двух тысяч человек. Иран официально обвинил власти Саудовской Аравии в трагедии.

В Тегеране всячески поддерживали версию, что давку спровоцировало перекрытие дорог для проезда королевского кортежа. Кроме того, президент Ирана Хасан Роухани в своем нашумевшем выступлении на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прямо обвинил в происшедшем власти Саудовской Аравии.

По его словам, Саудовская Аравия проявила «некомпетентность» и «отсутствие управления процессом» при организации хаджа, а теперь пытается уйти от груза ответственности за произошедшую трагедию и даже дезинформировать общественность. Вопиющим образом саботируются расследование обстоятельств трагедии и даже идентификация тел пострадавших, возмутился иранский лидер.

Он потребовал от саудовских властей действовать согласно своим международным обязательствам и обеспечить доступ экстренного консульства для скорейшей идентификации тел погибших и их незамедлительного возвращения на родину. Хасан Роухани также подчеркнул необходимость независимого и детального расследования этой трагедии и предпринятия мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

Более того, Роухани на встрече с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном призвал всемирную организацию оказать давление на Эр-Рияд, заставить его более тесно сотрудничать с мусульманскими странами, в том числе с Ираном, в расследовании трагедии в долине Мина. А духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также возложил ответственность за давку возле Мекки на власти Саудовской Аравии и потребовал от них принести извинения пострадавшим и членам семей погибших. При этом он подчеркнул, что «у исламского мира много вопросов» к Эр-Рияду.

Тогда же Иран «вбросил идею», что организацией хаджа должны заниматься не власти королевства, а специальная комиссия из представителей исламских стран, что понятным образом ударит по авторитету Саудовской Аравии.

А политическая напряженность вокруг хаджа растет. Власти Саудовской Аравии объявили, что сбили ракету, запущенную из Йемена и летевшую в направлении Мекки. И дали понять, что такие действия угрожают безопасности паломников. Если учесть, что Йемен контролируют сегодня проиранские боевики-хуситы, то можно представить себе, какие опасные политические игры разворачиваются сегодня вокруг ежегодного паломничества в Мекку.