За рубежом

«Государственный рэкет» в исполнении Карапетяна

karen-karapetyan-armeniaНУРАНИ

Выражение «рэкет» родилось, как известно, в США. Блестящее его описание дали Илья Ильф и Евгений Петров в своей «Одноэтажной Америке», правда, называли его не привычным нам словом «рэкет», а несколько иначе — «ракет».

«Ракет — самая верная и доходная профессия, если ее можно назвать профессией. Нет почти ни одного вида человеческой деятельности, которого бы не коснулся ракет. В магазин входят широкоплечие молодые люди в светлых шляпах и просят, чтобы торговец аккуратно, каждый месяц, платил бы им, молодым людям в светлых шляпах, дань. Тогда они постараются уменьшить налог, который торговец уплачивает государству. Если торговец не соглашается, молодые люди вынимают ручные пулеметы («машин- ган») и принимаются стрелять в прилавок. Тогда торговец соглашается. Это — ракет. Потом приходят другие молодые люди и вежливо просят, чтобы торговец платил им дань за то, что они избавят его от первых молодых людей. И тоже стреляют в прилавок. Это тоже ракет».

Принято считать, что на постсоветском пространстве рэкет заявил о себе в конце восьмидесятых, в эпоху расцвета кооператоров. Осведомленные источники напоминают: еще в разгар брежневского «застоя» небезызвестные «воры в законе» весьма успешно «доили» воротил теневой экономики — тех, кого в народе именовали «цеховиками», прекрасно осознавая, что в милицию те не побегут, а безопасность во все времена ценилась дорого.

Но теперь, судя по многим признакам, рэкетом решил заняться премьер-министр Армении Карен Карапетян, тот самый, с московским лоском, бойкой речью и, главное, весьма радужными планами, как поднять экономику Армении. Во всяком случае, именно на такой вывод наталкивает рядовое, вроде бы, сообщение, появившееся в армянских СМИ.

Поясним. Начал новый премьер громко и круто: озвучил прогнозы впечатляющего роста экономики, пообещал «открыть инвестиционное поле», привлечь средства диаспоры и т.д. Заодно устроил впечатляющую «кадровую чистку», отправив в отставку нескольких влиятельных губернаторов и мэров, включая личного друга Сержа Саргсяна — Сурена Асатряна, известного также под кличкой «Лиска».

Но теперь уже для Карена Карапетяна далеко не все так радужно. Аудитория ждет от него не только планов и обещаний, но и конкретных результатов — а их нет. Премьер в полном соответствии с пиар-технологиями решил найти «стрелочников» этажом пониже и публично «снять стружку» с руководителей регионального звена, Так, по информации News.am, в ходе совещания в Армавире глава правительства напустился на мэра города Рубена Хлхатяна.

Премьера возмутило, что Хлхатян не решил должным образом вопрос уборки мусора и даже не может с ходу ответить, во сколько это может обойтись. «Чтобы с этим справиться, вам нужно помнить 3 — 4 цифры, помнить наизусть. А если не помните, то и проблему решаете соответствующим образом», — отчитал его Карен Карапетян.

Когда же Хлхатян попытался что-то вставить насчет того, что данные нужно рассчитать, премьер-министр рассердился еще сильнее: «А если у вас нет расчета, то как же вы работаете? А у кого мне спрашивать тогда, скажи? Вас выбрали горожане, чтобы вы наладили их быт, это ваша обязанность. Народ вам ее поручил», — назидательным тоном изрек Карапетян.

Только вот — и в Ереване это осознают — подобные «пиар-акции» имеют весьма ограниченный эффект. Аудитории нужны реальные подвижки в экономике, а для этого нужны деньги. Те самые деньги, которые в Армению никто не спешит вкладывать. Более того, из страны с весьма тощими финансовыми ресурсами идет стремительный отток капитала.

Рухнули, по всей видимости, и надежды на туризм. Торговцы с ереванского «Вернисажа» жалуются: туристов мало, торговля идет плохо. К тому же если раньше планы Карена Карапетяна о том же развитии туризма выслушивали с благоговейным вниманием, то теперь по их адресу отпускают язвительные насмешки.

Так, депутат фракции «Царукян», экономист Вардан Бостанджян, говоря о программах правительства по развитию Севана, Гюмри и Джермука, заявил, что ему деятельность правительства напоминает произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова — Золотой теленок, «12 стульев», в частности, как можно построить Нью-Васюки, который станет центром мира. «25 лет твердят о том, что необходимо построить Нью-Васюки. Сейчас таким же образом Севан, Джермук, Гюмри станут центрами планеты, и весь мир захочет попасть туда и отдыхать там. Но вообще эти обсуждения и разговоры пустые. Сейчас только видно разговоры, но говорите тогда, когда что-то получится», — сказал он.

Что же до предвыборных обещаний относительно инвестиций, то, как отметил Бостанджян, «я не знаю, какая часть инвестиций поступила, но одно знаю точно, что инвестиции вкладываются туда, где есть гарантии — для сохранности денег, развития и распределения. В Армении для этого просто нет условий, и в таком случае, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет».

И вот на этом фоне бывший председатель Центробанка Армении Баграт Асатрян «вбросил в информационное поле» интригующие цифры. Он заявил, что на данный момент в банках лежит около 1.5 млрд долларов, которые могли бы быть инвестированы в экономику, если бы для этого были бы созданы благоприятные условия.

Местные эксперты, конечно, вновь напомнили о том, что для инвестиций нужны прежде всего условия, а сами по себе деньги в современном мире не проблема. Так, экономический обозреватель Айк Геворгян в интервью «Первому информационному» заявил: «В Армении никогда нехватки в деньгах не было. В Армении не просто есть деньги, но есть очень много денег, эффективность использования которых сейчас очень низкая. Да, они хранятся в банках, под матрацами, превращаются в бессмысленное недвижимое имущество. Люди покупают имущество и хранят его с тем, чтобы потом перепродать и снова превратить в деньги. И вообще во всем мире нет нехватки денег. Так что если в стране создается благоприятная среда для инвестиций, то не имеет значения — изнутри ли или извне, но инвестиции поступают. Просто проблема в том, насколько экономика благоприятная, притягательная для инвестиций».

После чего ошарашил публику заявлением: оказывается, «в плане привлечения инвестиций у Армении нет экономических проблем. Проблемы Армении чисто политические. Должны быть те элементарные условия, которые необходимым для привлечения инвестиций — речь идет о равных условиях в бизнес-среде, конкурентных, реально равных условиях. Необходима сильная конкурентная среда. В нашей стране второй проблемой, препятствующей инвестициям, является достигающая невообразимого уровня сращенность бизнеса и политики. Следующая проблема — почти что несуществование судебной системы, а также и коррупция. В случае, если эти проблемы будут решены, если в Армении начнется прогресс, то, я считаю, поток инвестиций не заставит себя долго ждать».

Но устраивать этакую чистку авгиевых конюшен в планы Карена Карапетяна вряд ли входит. И тут уже нельзя не вспомнить, как в 2014 году с местными крупными олигархами встречался предшественник Карена Карапетяна на посту премьер-министра Армении — Овик Абрамян тоже проводил встречу с местными крупными предпринимателями, которым «советовал» перейти к честной игре, то есть платить налоги, а заодно раскошелиться на социальные проекты и вообще вкладывать деньги в развитие собственной страны.

Правда, «на выходе» получил только все то же бегство капитала. Во-первых, для инвестиций нужны условия, а не ценные руководящие указания. А во-вторых, армянские олигархи понимают: для власти ссориться с ними — себе дороже.

Особенно с учетом того, что именно Овик Абрамян придумал использовать частные охранные структуры тех же олигархов для продвижения нужных власти кандидатов на выборах, а проще говоря, для раздачи предвыборных взяток и «физического давления» на избирателей. Так что премьер мог, конечно, погрозить им пальчиком, но не более того.

И что же — теперь тот же маневр повторит Карен Карапетян? Прекрасно зная, что результаты будут в лучшем случае нулевыми?

Он, конечно, на фоне Овика Абрамяна смотрится куда как выигрышнее, только вот…другого выхода у главы правительства Армении попросту нет. Так что ему волей-неволей придется заняться рэкетом. Пусть даже без светлой шляпы и ручного пулемета.