Э.РУСТАМОВА
«В Азербайджане дела с собюдением права собственности обстоят не лучшим образом. Только за последние 10 лет более 1000 обращений было направлено в Европейский суд по правам человека, в которых отмечались нарушения в вопросах защиты частной собственности». Об этом заявил Echo.az экономист Натиг Джафарли.
По его словам, в Азербайджане защита частной собственности граждан гарантирована Конституцией и другими законодательными актами.
«Однако на самом деле гарантированные права не соблюдаются в полной мере. Раньше регулярно международные и неправительственные организации проводили опросы среди азербайджанских предпринимателей на предмет того, с какими проблемами они сталкиваются в Азербайджане,» — сказал экономист.
Как отметил Джафарли, помимо коррупции и монополии представители бизнеса всегда жаловались на плохое исполнение законов в вопросе защиты частной собственности.
«То есть, вопрос защиты собственности входит в первую тройку проблем, которые беспокоят бизнесменов в Азербайджане. Законодательная защита частной собственности в Азербайджане не реализуется на практике — во всяком случае так говорят предприниматели. Добиться исполнения норм о защите частной собственности можно далеко не всегда. Эта проблема достаточно острая, и она препятствует развитию инвестиционного климата в стране.
Как сказал Джафарли, в Азербайджане повсеместно нарушаются права на собственность.
«Не секрет, что несколько лет назад государство определило стоимость компенсации в размере 1500 манатов за кв.метр сносимого жилья. Эта сумма до сих пор не пересмотрена, хотя многое за последнее время изменилось на рынке жилья. Манат дважды девальвировался, и в долларовом выражении компенсация сильно сократилась. Также это неправильно с точки зрения того, что рыночная цена недвижимости каждого района существенно отличается. К тому же, такие вопросы надо решать на основе взаимной договоренности», — сказал Натиг Джафарли.
Отметим, что, согласно закону «О собственности в Азербайджанской Республике», собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Собственник может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.
«Проблема зашиты собственности актуальна в Азербайджане уже долгие годы. Число судебных исков в связи с этим постоянно растет. Многие не надеются, что смогут через суд восстановить свои права. Но они вынуждены пройти внутренние процедуры, чтобы потом обратиться в Европейский суд по правам человека. В основном, малый и средний бизнес страдают от такого рода преступлений,» — отметил он.
Как считает Джафарли, в отличие от крупных компаний, малый бизнес чувствует себя менее защищенным.
«То есть, в какой-то мере, уровень защиты собственности зависит от размера компаний. Хотя были случаи, когда и в крупных компаниях незаконно менялись собственники. В большом бизнесе есть свои проблемы и нюансы», — отметил Н.Джафарли.
По его мнению, в целом, деловой климат в стране в настоящее время нельзя назвать удовлетворительным.
«Причины этому — курсовые колебания, международная конъюнктура на экспортируемые товары (нефть, газ), кризис в банковском секторе, система управления внутренним порядком в области бизнес сегмента. Тем не менее, в 2018 году ожидается рост иностранных инвестиций в Азербайджан. Во многом это будет благодаря проекту «Шах Дениз — 2″,» — сказал экономист.
«Помимо этого BP на последней стадии заключения договора с Азербайджаном по нефтегазовым проектам до 2050 года. Эти два фактора послужат росту иностранных инвестиции в 2018 году. Но опять же, экономика будет развиваться однобоко. Инвестиции всегда направлялись и направляются в нефтяной сектор, а другие отрасли остаются в тени», — заключил Джафарли.