За рубежом

«Румынский провал» Дмитрия Рогозина

НУРАНИ

Сегодня уже далеко не все читатели Echo.az, должно быть, помнят генерала Александра Лебедя, того самого, который во второй половине девяностых стремительно набирал популярность на постсоветском пространстве, а его выражения в стиле «упал — отжался», «хватит ходить за гуманитарной помощью, как козлы за морковкой», «вы будете слушать — говорить буду я!» и т.д. становились в России крылатыми.

В Баку прекрасно помнили, что генерал был соучастником кровавой карательной акции 20 января 1990 года. Но для Москвы его «медийный взлет» начался с Приднестровья, региона Молдовы, где Москва запалила очередной сепаратистский мятеж. Формально местное население выступило против проевропейской политики властей Молдовы, курса на вступление в НАТО и ЕС и т.д. В реальности в Приднестровье, точнее, в поселке Колбасный, находились колоссальные склады боеприпасов, созданные на случай необходимости «прорыва» к проливам Босфор и Дарданеллы с севера. С юга прорываться предстояло из Армении.

Теперь же о подобных мечтах в РФ предпочитают помалкивать, а Приднестровье с грехом пополам выполняет «задачу-минимум» — «сдерживает» европейские устремления и Кишинева, и Киева (в одесской трагедии, к примеру, приднестровские боевики сыграли не последнюю по важности роль).

Тем не менее, РФ решила торжественно отметить четвертьвековой юбилей своей «миротворческой миссии» в Приднестровье, хотя у самих молдаван эта дата праздничных чувств не вызывает. Во всяком случае, а правительстве Молдовы, сообщает «Интерфакс», сочли, что миротворческая операция на Днестре превратилась в фактор сохранения приднестровского конфликта и ее необходимо изменить.

«Операция по поддержанию мира, которую некоторые так прославляют, превратилась в фактор сохранения приднестровского конфликта, поскольку предвзятость и симпатии российских миротворцев к сепаратистскому режиму Тирасполя являются совершенно очевидными» , — говорится в комментарии правительства Молдовы.

Как указывают в Кишиневе, молдавские власти начали требовать учреждения многонациональной гражданской миссии с международным мандатом, так как это будет способствовать укреплению доверия и созданию более благоприятной атмосферы для проведения переговорного процесса по поиску жизнеспособного решения приднестровской проблемы. Правительство констатирует, что «это законное требование Кишинева не было услышано, если не сказать проигнорировано».

Правительство Молдовы констатирует, что миротворческая операция на Днестре так и не смогла обеспечить полную демилитаризацию Зоны безопасности и устранение всех препятствий на пути свободного передвижения людей, товаров и услуг между двумя берегами Днестра. Не было выполнено еще одно важное положение соглашения 1992 года: об обязательствах Вооруженных сил РФ (бывшей 14-й Армии Российской Федерации, дислоцированной в регионе) строго соблюдать принцип нейтралитета в отношении обеих сторон конфликта.

«О каком нейтралитете можно говорить, когда мы все видим, как в последнее время российские войска в Приднестровье проводят военные учения совместно с силовыми структурами сепаратистского режима Тирасполя, в том числе с форсированием реки Днестр. Более того, руководство РФ взяло на себя обязательство вести переговоры с РМ по соглашению о статусе, порядке и сроках вывода своих военных формирований с территории Молдавии. Данное соглашение, которое было обговорено в течение двух лет и подписано 21 октября 1994 года, осталось также на бумаге из-за отказа российской стороны выполнить его», — говорится в комментарии.

Правительство также отмечает, что Россия не выполнила обязательства по выводу своих войск из Приднестровья, взятых на себя в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Неслучайно, что в праздничных мероприятиях в Бендерах приняла участие только «администрация Приднестровье», а также приднестровские и российские миротворцы.

Правда, ждали здесь и вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. Но…

Здесь, пожалуй, надо вспомнить еще одно обстоятельство. Сегодня пост президента Молдовы занимает пророссийски настроенный Игорь Додон. Но вот полномочия у президента в Молдове явно не «монаршие». Знал ли об этом Дмитрий Рогозин или нет, но недооценка этого обстоятельства поставила вице-премьера в весьма неловкое положение. Как передавал, в частности, «Коммерсантъ», визит Рогозина стал скандальным еще на этапе планирования. Москва обсуждала с Кишиневом возможность прибытия в республику российских артистов некими «техническими бортами». Молдавский МИД ответил отказом из-за того, что план праздничных мероприятий не согласован.

В письме внешнеполитического ведомства отмечалось, что «молдавские власти считают нецелесообразным проведение таких мероприятий в одностороннем порядке». Многими это было воспринято как запрет Рогозину на посещение Молдавии. Вице-премьер с этой трактовкой не согласился и написал в своем твиттере 20 июля: «Я не понял, кто там мне чего запретил. Прилечу обязательно. Встретимся и с президентом Молдовы, и с руководством ПМР». На этот твит молдавский президент Игорь Додон ответил: «Дмитрий Олегович, примем с радостью. Ждем…»

Здесь нужно еще одно уточнение. Дмитрий Рогозин уже давно внесен в европейские санкционные списки. Однако в апреле 2015 года Дмитрий Олегович отправился на норвежский архипелаг Свальбард, или Шпицберген, встретился там с участниками молодежной полярной экспедиции, а затем поучаствовал в открытии арктической станции «Северный полюс — 2015». Строго говоря, Шпицберген граждане РФ могут посещать без визы, но на нежелательных лиц это правило не распространяется.

В Осло тут же напомнили Москве, что Норвегия, не являющаяся членом Евросоюза, присоединилась к пакету антироссийских санкций и своевременно проинформировала РФ, что действие этих мер распространяется и на Шпицберген. А после визита Рогозина СМИ уже цитировали заявление главы МИД королевства Берге Бренде: «Мы ясно заявили, что не хотим видеть фигурантов санкционных списков в Норвегии, в том числе и на территории Свальбарда (Шпицбергена). Мы ожидаем, что Россия как наш добрый сосед будет поступать соответствующим образом».

По словам Бренде, МИД королевства также «предпримет все необходимые действия, чтобы сделать ясным тот факт, что действие ограничительных мер будет также распространяться на территорию Свальбарда».

В Москве в ответ возмутились. Сам Рогозин написал в своем твите что-то вроде «после драки кулаками не машут» и «просто завидуют, что мы на Северном полюсе купались». Российские СМИ подробно цитировали эмоциональные комментарии представителя МИД РФ Лукашевича по поводу «абсурдной реакции» Норвегии, российских политологов типа Вячеслава Никонова, заявлявших, что санкции вообще «незаконны», и т.д. Затем МИД заявил, что визита не было, а была «посадка самолета», вызванная плохой погодой. То есть дал задний ход.

Вот и теперь Дмитрий Олегович заявил своем твиттере 20 июля: «Я не понял, кто там мне чего запретил. Прилечу обязательно. Встретимся и с президентом Молдовы, и с руководством ПМР». На этот твит молдавский президент Игорь Додон ответил: «Дмитрий Олегович, примем с радостью. Ждем…»

Однако ждал, как оказалось, не только Додон. И не с цветами. Власти Румынии и Венгрии закрыли воздушное пространство для самолета S7 Airlines, на борту которого находился вице-премьер и еще 164 пассажира, включая группу российских артистов. Самолет был вынужден приземлиться в Минске. «Диспетчеры Румынии из Бухареста связались с бортом для того, чтобы уточнить лист пассажиров и подтвердить, что на борту находится делегация и ее руководитель», после чего запретили войти в воздушное пространство страны, рассказал вице-премьер «Интерфаксу».

Причиной стал отказ Органа гражданской авиации Республики Молдова принимать рейсы S7. СМИ ссылаются на документ ведомства, которое просит отменить рейсы авиакомпании 28 июля 2017 г. и 29 июля 2017 г. по причине «несоответствия графика вылета/прилета в Кишинев ранее заявленному в запросе разрешению на полеты».

При этом ранее в S7 Airlines заявляли, что запрет на вход в воздушное пространство Румынии им объяснили нахождением на борту «санкционной персоны». Экипаж обратился к аэропорту Будапешта с просьбой о посадке или транзите через пространство Венгрии, однако также получил отказ. Самолет вынужден был приземлиться в Минске.

Здесь, конечно, хороший повод поинтересоваться, чем был вызван полет Рогозина не на собственном самолете: демократизмом или попыткой превратить остальных пассажиров в этакий «живой щит». Однако на сей раз обмануть авиационные власти и «перелезть через санкционный забор» Рогозину не удалось. Осталось только «твитнуть»: «Ждите ответа, гады!»

В ответ министр национальной обороны Румынии Адриан Цуцуяну назвал «совершенно неуместной» реакцию вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и отметил, что не готов к подобной риторике в ответ на слова Рогозина.

Который теперь преподносит как свою большую победу тот факт, что глава МИД Румынии Теодор Мелешкану «хотел пролетом остановиться в Москве, но на всякий случай полетел другим маршрутом». При этом он не уточнил, когда и куда направлялся глава ведомства. И уж тем более не упомянул, что этот шаг Мелешкану, если он имел место, лишь усилил изоляцию РФ.