Дж.АЛЕКПЕРОВА
Участок нефтепровода Баку-Тбилиси-Супса, проходящий через территорию села Карапила Каспского района, перешел под контроль юго-осетинских сепаратистов. Как передает АПА-Экономикс, об этом говорится в газете «Резонанси».
«В 2008 году во время российско-грузинского конфликта инфраструктура Азербайджана не пострадала, даже во время военных действий. Однако это не говорит о том, что и в этот раз Азербайджан должен молча смотреть со стороны. Сегодня самый лучший выход — это переговоры за «круглым столом», поскольку в этом вопросе напрямую затрагиваются интересы Азербайджана». Об этом сказал Echo.az руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
По его словам, трубопровод «Баку-Супса» был введен в эксплуатацию в апреле 1999 года. На сегодняшний день он экспортирует 60 тысяч баррелей в день и около 3 млн. тонн нефти в год. Оператором данного трубопровода, то есть его юридическим собственником является компания BP.
Эксперт считает, что официальный Кремль таким образом сегодня пытается надавить на Грузию. Однако у такого подхода РФ могут быть последствия.
«На начальном этапе российские чиновники могут успокоить Азербайджан и участников международного консорциума в том, что, мол, это технический вопрос между соответствующими службами Южной Осетии и Грузии, которые ведут и согласовывают вопросы демаркации. Но дело в том, что этот вопрос может продлиться годами, и когда участок нефтепровода оказывается за пределами зоны ответственности властей Грузии, с кем Азербайджан подписывал межправительственное соглашение о транспортировке нефти, появляются высокие риски,» — отметил эксперт.
«Ведь никем не признанная, кроме России, Южная Осетия не имеет юридической ответственности ни перед Азербайджаном, ни перед консорциумом в вопросе сохранности и целостности доставки грузов по нефтепроводу. В этом случае не исключено, что в один прекрасный день из трубопровода начнут просто воровать нефть. И обвинить будет некого. И Кремль, и так называемые власти ЮС смогут сбросить ответственность с себя. Кроме этого, кто докажет, что на их территорию было поставлено определенное количество объемов сырья, ведь там нет даже станции замера», — пояснил он.
Эксперт считает, что существует один усложняющий данный процесс фактор.
«Действия России сегодня — это ответ Западу на процесс ужесточения санкций в их отношении. Не секрет, что этот шаг официального Кремля — фактически одна из мер против Запада. Но в любом случае, Азербайджан, учитывая проект Азери-Чираг-Гюнешли, должен учитывать данные риски. Поскольку экспортировка нефти из месторождения «Чыраг» на мировой рынок идет именно по этому маршруту. Но у Азербайджана есть трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан». Если риск повыситься, то стоит задуматься уже о данной альтернативе», — пояснил он.