Политика, Эхо

Армения пытается закрепиться в окружающих Карабах регионах

gandzasarНУРАНИ

В социальных сетях активно «постят» очередной ироничный совет: «Если сложить ваш возраст и год рождения, то в сумме вы получите 2017! Такое случается раз в тысячу лет!»

В магические совпадения чисел можно верить или не верить, но «красивые» номера, неважно, телефонов и автомобилей, производят впечатление — настолько, что сотовые операторы, а во многих странах и дорожная полиция вполне официально предлагают приобрести их за дополнительные деньги.

Только вот как быть, если технологии «блатных номеров» переносятся из сферы, пардон, «уличных понтов» в политику?

Тем не менее, по ту сторону линии фронта поступили именно так. Здесь торжественно отметили 777-летие освящения церкви Святого Иоанна Крестителя монастырского комплекса Гандзасар. Причем в торжествах приняли участие «президент Нагорного Карабаха» Бако Саакян, «спикер парламента» Ашот Гулян, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, а также зарубежные гости — представители диаспоры.

Заодно Саакян наградил медалью «Благодарность» заместителя предводителя «Арцахской епархии ААЦ» архимандрита Саака Шакаряна, благотворителей Варужана Баграмяна и Арама Франкяна за вклад в осуществление ряда благотворительных программ в «Республике Арцах» и по случаю 777-летия освящения церкви Святого Иоанна Крестителя (здесь и далее кавычки наши — Ред.).

Реакция властей Азербайджана оказалась жесткой. Как заявил журналистам глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев, то, что Э. Налбандян отправился в Кяльбаджарский район и принял участие в религиозной церемонии «Гандзасар-777», является очередным примером предпринимаемых Арменией на государственном уровне попыток прикрыть истинную суть исторической и религиозной фальсификации.

По его словам, находящийся на территории оккупированного ВС Армении Кяльбаджарского района Азербайджана албанский христианский храм не имеет никакого отношения к армянской григорианской церкви, что было доказано азербайджанскими и международными специалистами на примере весомых фактов. А присвоение Арменией принадлежащих историческому наследию азербайджанского народа исламских и христианских храмов на оккупированных территориях Азербайджана, изменение их архитектурного стиля и других особенностей является грубым нарушением международного гуманитарного права, в частности Женевских конвенций.

«Принятие участия в этом мероприятии министра иностранных дел Армении еще раз показывает, что Армения не заинтересована в урегулировании конфликта путем переговоров. Армения проводит политику, направленную на сохранение и укрепление основывающегося на оккупации статус-кво, целенаправленную оккупацию Нагорного Карабаха и аннексию прилегающих районов Азербайджана», — подчеркнул Х. Гаджиев.

В свою очередь, политолог Фуад Ахундов в беседе с корреспондентом агентства «Интерфакс — Азербайджан» отметил: торжественная литургия по поводу 777-летия освящения церкви Св. Иоанна Крестителя в монастырском комплексе Гандзасар является неудачной попыткой взять под контроль ситуацию, когда армяне во всем мире в массовом порядке заявляют, что не являются хаями, как большинство населения Хаястана (Армении). «Ведь это не круглая дата, чтобы так помпезно отмечать ее.

Но цель очевидна — этим шагом армянские оккупанты пытаются представить «единство» армян, живущих в Армении и Нагорном Карабахе на фоне заявлений о необходимости разделения народа хаев и других народов, последователей армяно-григорианской церкви, так напугавших официальный Ереван.

Причем эти заявления начинают носить массовый характер. Уже несколько армян за пределами Нагорного Карабаха, в том числе Артур Агаджанов и Филипп Экозъянц, выступили с заявлениями, а Эдуард Вартанов публикует масштабные исследования о том, что необходимо разделять хаев и тюрок-кипчаков, исповедующих армяно-григорианское течение. Раньше за такие исследования целый ряд ученых был расстрелян при Анастасе Микояне, и народ, проживающий в Карабахе, Северном Кавказе и Дону, заставляли говорить на правильном армянском языке. Но сейчас расстрелять можно только лишь в Нагорном Карабахе».

Как подчеркивает Фуад Ахундов, «ведь это не Академия наук Азербайджана говорит о том, что далеко не все армяне — хаи, а сами же армяне начинают искать свои корни и понимать ложность постулатов армянской историографии. Кроме того, кровавые стычки между военными из Армении и призванными из Нагорного Карабаха армянами, которые после недавних побед азербайджанской армии еще более участились, всерьез напугали Ереван и вынуждают демонстрировать показное «единство»».

Напомнил Фуад Ахундов и о том, что «к армянам Нагорного Карабаха всегда в Армении относились как к перевертышам, так как в большинстве они представляют не народ хай, а являются тюрками-кипчаками, исповедующими армяно-григорианскую веру. И население Нагорного Карабаха под дулами автоматов вынуждено терпеть это высокомерное отношение. Более того, именно захватническая, фашистская идеология руководства Армении вынуждает жителей Нагорного Карабаха жить впроголодь, без надежды на день завтрашний».

Пугает Армению, впрочем, не только это. Политические дискуссии вокруг конфликта в Нагорном Карабахе перемещаются в поле, где Армении не приходится рассчитывать на успех. Международное право на стороне Азербайджана: наша страна признана мировым сообществом в существующих границах.

К тому же на Ереван, судя по многим признакам, растет дипломатическое давление в вопросе вывода войск из районов, окружающих Нагорный Карабах. На этом фоне церемонии вроде «Гандзасар-777» более всего напоминают попытку при помощи таких вот «политтехнологий блатных номеров» закрепить свои притязания на оккупированные земли Азербайджана, не входившие в бывшую НКАО.

Гандзасарский монастырь, напомним еще раз, расположен в Кяльбаджарском районе Азербайджана, в состав Нагорного Карабаха никогда не входившего. Плюс ко всему трудно исключать, что здесь свою роль сыграли и подсознательные попытки Армении вернуть если и не всю ситуацию в целом, то хотя бы какой-то сегмент дискуссий к положению конца восьмидесятых — начала девяностых, когда Армения действительно располагала этакой монополией на мировое общественное мнение, а в качестве аргументов использовались разговоры, кому принадлежит долма, когда основаны церкви, и т.д. и т.п.

К тому же, по расчетам официального Еревана, апелляции к историческим мифам, основанным на принадлежности церквей, напоминают попытку Еревана сыграть на нынешней волне исламофобии. Только вот в реальности подобные «политтехнологии блатных номеров» вряд ли помогут Еревану отыграть ситуацию на четверть века назад. И тем более с их помощью не стоит и надеяться «нейтрализовать» и международное право, и изменение военно-силового баланса сил, и прочие не приятные для Армении реалии.