За рубежом

«Горячий лед» российской политики

superjet-russiaНУРАНИ

Как помнят читатели старшего поколения, и накануне второй мировой войны, и сразу же после ее окончания летчики были несомненными героями для нескольких поколений. Имена и маршруты рекордных перелетов «сталинских соколов» заучивали наизусть, летный шлем был мечтой любого мальчишки.

Но, несмотря на это, свой авиасалон Россия впервые провела только в 1993 году, в то время, как в британском Фарнборо, к примеру, авиасалон проходит с 1948 года, что, в общем-то, тоже содержит информацию о степени закрытости советского общества.

Другой вопрос, что МАКС, или Московский авиакосмический салон, проходящий в подмосковном Жуковском (со следующего года он «переезжает» в Кубинку), так и не смог выйти на уровень Ля-Бурже или Фарнборо — в силу многих причин. Итоги завершившегося на днях в Жуковском МАКС-2017 тоже оказались весьма скромными. Как невесело констатируют наблюдатели, подписан только один «реальный» контракт, причем с российским же партнером.

И если еще недавно те же «Суперджеты» в качестве широкого жеста подарили «союзной» Армении, то теперь, после банкротства и ее национального авиаперевозчика «Армавиа», которому дарили эту надежду российского авиапрома, и ее преемника — Air Armenia — за «Суперджетами» в очередь никто не выстраивается. На этом фоне СМИ России остается только рассказывать, как Путин покупал на авиасалоне мороженое на всю делегацию и осторожно намекать, что у «вертолетного» стенда так и не произошло его рукопожатия с бывшим министром обороны Сердюковым. Этакая, простите за черный юмор, «хроника пикирующего авиасалона».

Однако кое-какие новости МАКС-2017 привлекли заметное внимание экспертов. На МАКС-2017 впервые показали на авиасалоне в Жуковском прототип арктического беспилотного вертолета VRT300.

«Холдинг «Вертолеты России» на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 впервые представил прототипы беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа VRT300, разработанных компанией «ВР-Технологии», — заявил сотрудник пресс-службы компании.

Этот комплекс разрабатывается и представлен на МАКС-2017 в двух версиях: Arctic Supervision — с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и эксплуатации в условиях Арктики и Opticvision — с увеличенной дальностью полета для задач мониторинга и дистанционного зондирования. А как пояснял гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский, «тема освоения Арктики сегодня чрезвычайно актуальна.

Например, судоходным компаниям, планирующим круглогодичную морскую навигацию по Северному морскому пути, необходим постоянный мониторинг ледовой обстановки по курсу следования». И как теперь разъясняют российские вертолетостроители, благодаря большой массе целевой нагрузки (70 кг) комплекс может использоваться для транспортировки продуктов и медикаментов с корабля на полярную станцию и обратно.

Также к задачам комплекса относятся оценка толщины льда по пути движения судна, обеспечение поисково-спасательных работ на море и определение параметров крупных ледяных полей, пригодных для размещения научных полярных станций. Словом, проект сугубо гражданский. Однако для Арктики создаются не только и не столько гражданские системы.

Так, о том, что для эксплуатации в условиях Арктики модернизирована загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух», генеральный конструктор Научно- исследовательского института дальней радиосвязи (НИИДАР) Сергей Сапрыкин сообщил еще в конце июля. Причем если вертолет для ледовой разведки — это еще проект, то РЛС «Подсолнух» уже действует.

Несколькими днями ранее «минобороновский» телеканал «Звезда» сообщил о том, что разработана арктическая модификация уникальных зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь», которые отныне будут защищать системы С-300 и С-400 не только от воздушных целей, но и от вражеских диверсантов на легкой бронетехнике. Ранее комплекс мог уничтожать парашютистов противника, а сейчас он справится и с наземными целями.

При этом эффективно вести огонь «Панцирь» сможет как с места, так и в движении. По словам экспертов, С-300 и С- 400 хорошо справляются с воздушными целями. Но на марше и на позициях они уязвимы для вражеского спецназа.

Поэтому «Панцирь» станет для них надежной защитой. А такая защита, уверены в РФ, необходима — по словам главного редактора интернет-проекта Militaryrussia Дмитрия Корнева, до недавнего времени «Панцири» надежно защищали зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-300 и С-400 от воздушного противника. Но, как показывает опыт современных военных конфликтов, позиции зенитчиков атакуют не только с воздуха, но и с земли.

Можно вспомнить и «арктическую технику», продемонстрированную на параде 9 мая 2017 года на Красной Площади. Правда, из иностранных гостей ее мог лицезреть разве что президент далеко не арктической Молдовы Игорь Додон, но в Москве справедливо рассудили, что при современных средствах коммуникации «мессадж» до адресатов дойдет и без присутствия почетных гостей на трибуне.

А у американских экспертов серьезную обеспокоенность вызвали перспективы й появления у России боевых атомных ледоколов с лазерными установками. Как уточняет, в частности, The National Interest, речь идет о многоцелевых судах водоизмещением 8500 тонн класса «Иван Папанин» (проект 23550), которые можно использовать в качестве патрульных кораблей, ледоколов и буксиров.

Как напоминает в США, такие ледоколы могут быть оснащены ракетным вооружением, на их борту можно также установить вертолетную площадку. Кроме того, на ледоколы планируется установить лазер, который уже проходит тестирование. По официальным сведениям, речь идет о лазере-ледорезе. Однако The National Interest высказывает опасения: «Лазер, достаточно мощный, чтобы разрезать шесть футов льда, вероятно, будет представлять угрозу для ракет, дронов, и, возможно, даже для других кораблей».

Не говоря о том, что значение имеет даже не лазерная установка на ледоколе, как таковая, а повышенное внимание России к Арктике. Как отмечает The National Interest, оно уже больше, чем внимание к региону со стороны США или, например, Канады.

Есть, конечно, версия, что российские предприятия ВПК, представляя все новые «арктические модификации» всего чего можно и чего нельзя, просто «пилят бабло». Или, интеллигентно выражаясь, «осваивают бюджет». Более того, хватит ли денег и технических возможностей российских предприятий на все эти проекты и прожекты — это еще вопрос.

Около двух недель назад изрядный шум наделало сообщение газеты «Коммерсантъ», что президент РФ Владимир Путин поручил перенести срок сдачи головного атомного ледокола ЛК-60Я Арктика с 2017 г. на 2019 г. К тому же источник издания, близкий к постройке ледокола, не исключал, что и в эти сроки уложиться не удастся. По сведениям «Ъ», одной из ключевых причин этого стала агрессия России против Украины. точнее, предназначенные для «Арктики» турбины, которые должен был испытать украинский Харьковский турбинный завод.

Однако после 2014 г., стенд пришлось строить на предприятии Киров-Энергомаш. При этом в Объединенной судостроительной корпорации пожаловались на кадровые проблемы, большой временной разрыв в реализации подобных проектов, утрату компетенций, переделку техпроекта и документации. Словом, «импортозамещение» не сработало, а эксперты, предупреждавшие, что России труднее всего будет «заместить» вовсе не пармезан и устрицы, а предприятия украинского ВПК, в очередной раз оказались правы.

Здесь, конечно, самое время вспомнить боевой поход к сирийским берегам российского авианосца «Адмирал Кузнецов», с его отчаянно коптящей трубой и пожарной машиной на палубе вместо «встроенной» системы пожаротушения, и задать вопрос, не ожидает ли Россию такой же конфуз, но уже в высоких широтах. Важно другое. Удалось Москве похвастать несокрушимой военной мощью в Арктике или нет, можно поспорить, но вот агрессивность продемонстрировать, без сомнения, удалось.

А после «крымнаша» соседи РФ по «высоким широтам» уже не сомневаются: ждать, что Москва будет скрупулезно соблюдать здесь правила игры и уважать чужие границы, было бы как минимум самонадеянно. Тем более что спорных границ здесь предостаточно. Москва, напоминают эксперты, предъявила претензии на подводные хребты Ломоносова и Менделеева и солидный участок арктического шельфа.

Эксперты не исключают, что в ближайшее время РФ может предъявить претензии и на норвежский архипелаг Шпицберген, или Свальбард. Плюс ко всему эксперты советуют не забывать, как после второй мировой войны своего выхода в Арктику — порта Петсамо — лишилась Финляндия.

И здесь уже не кажется случайным, что «симоньяновская» Russia Today уже предъявляет претензии Норвегии, которая — какой кошмар! — поставляет украинской армии сухпайки, и напоминает, что именно Советская Армия в 1944 году освободила север Норвегии от гитлеровцев. И на фоне популярного в РФ лозунга «Можем повторить!» и судьбы городка Петсамо, ставшего «Печорами», это уже воспринимается совершенно иначе.