За рубежом

«Сирийский вариант»для Армении

syria-warНУРАНИ

Какие ассоциации вызывают тназвания тех или иных стран на карте мира? Список длинный, чаще всего весьма субъективный и по большей части, как бы это поделикатнее выразиться, несерьезный. Сингапур, к примеру, в сознании большинства слишком уж крепко спаян с эпитетом «бананово-лимонный», а Бразилия для большинства — это кофе и футбол.

Иное дело — Афганистан, который у граждан постсоветского пространства еще долго будет ассоциироваться с девятилетней советской военной интервенцией, пугающей остротой вопроса матерей призывников «Куда пошлют?» и — будем откровенны — приходившим оттуда «грузом 200». А сегодня уже трудно отмахнуться от параллелей, когда «вторым Афганистаном» именуют Сирию.

Причем эта параллель становится пугающе реальной не только для России, но и для ее сателлитов. Пока еще официального решения «разбавить» российский контингент призывниками из стран ОДКБ не принято, но дискуссии об этом уже идут. Причем на самом высоком уровне.

Так, российский «Коммерсантъ», рассказывая о состоявшемся накануне в Минске заседании лав МИД стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), констатировал: «…Выдвинутую ранее Москвой идею подключения сил ОДКБ к охране зон деэскалации в Сирии остальные члены блока восприняли со скепсисом и воплощать, похоже, не собираются».

Как напоминает издание, «Москва некоторое время назад предложила странам ОДКБ рассмотреть возможность их участия — в той или иной форме — в обеспечении безопасности зон деэскалации в Сирии».

По мнению «Ъ», «у ОДКБ с 2007 года есть миротворческие силы, но они еще нигде задействованы не были. Отправка их в Сирию могла бы, как полагают в Москве, существенно укрепить международный авторитет ОДКБ и гарантировать соблюдение интересов России в сирийском перемирии. Однако остальных членов блока эта идея не воодушевила. Публично главы МИД стран- партнеров России по ОДКБ заявили, что рассмотрят возможность задействования сил альянса в Сирии, если за это выскажется Совет Безопасности ООН. Но на деле все понимают, что такой резолюции, скорее всего, не будет: США вряд ли одобрят инициативу, у истоков которой наряду с Россией и Турцией стоит Иран».

Позиция Армении представляет здесь особый интерес. Во-первых, ожидать от Еревана особой самостоятельности, если из Москвы поступит соответствующий приказ, не приходится.

Во-вторых, именно представитель Армении — Юрий Хачатуров — является сегодня генсеком ОДКБ. А в-третьих, и «в-главных», у Армении в Сирии имелись и имеются собственные особые интересы, «завязанные» на многочисленную армянскую общину этой страны. Армения принимает у себя сирийских беженцев, отправляет в Дамаск гуманитарную помощь (на российских самолетах, потому как собственной авиакомпании у этой страны нет).

И хотя сегодня об этом в Армении не очень любят вспоминать, еще года три назад здесь открыто обсуждали возможность отправки в Сирию своих вооруженных отрядов. Произошло это в то время, пока армянская политическая «тусовка» вместе со СМИ России старательно нагнетала страсти вокруг мифической «резни мирного населения» в армянском поселке Кесаб в окрестностях Латакии, будто бы учиненной «перешедшими из Турции боевиками «ан-Нусры»».

Потом выяснилось, что никакой резни не было, что жуткие видеокадры, которые распространялись в качестве «свидетельства», к Кесабу никакого отношения не имеют (один из роликов вообще оказался отрывком из фильма «для взрослых»). Но до этого небезызвестный Левон Мелик-Шахназарян, не ограничиваясь рассуждениями, будто бы Кесаб «обстреливается с территории Турции», заявлял, что «среди армянской молодежи сейчас много разговоров о необходимости отправиться в Кесаб помочь соотечественникам».

После чего предлагал: «Необходимо договориться с Асадом, ООН и другими компетентными структурами об организации переселения (сирийских армян в Армению — Ред.). В этом случае мы получим законноеправо отправить в Сирию специально подготовленный отряд для защиты армянского населения страны. Не для войны, в которой гибель наших ребят неизбежна, а для вооруженной защиты! Эта задача представляется решаемой». Если вспомнить, что еще во время войны в Ираке в армянских кругах обсуждалась идея создания в этой стране «христианской автономии», то план представлялся понятным: в Сирии, похоже, собирались выкроить тэтакую «армянскую область».

Но теперь ситуация изменилась, и не в лучшую для России и ее форпоста сторону. В Сирии — и в Армении это понимают — придется действительно воевать, а не «выкраивать территорию», причем без каких бы то ни было гарантий получить кусок пирога в послевоенной стране. Так что энтузиазма у армянских деятелей поубавилось.

Только вот… параллели с Сирией могут сработать в Армении совсем уж неожиданным способом. В Ереване, напомним, отмечают первую годовщину захвата боевиками группы «Сасна Црер» здания полицейского полка. Уже в первые часы после атаки член группы «Сасна Црер» Армен Билян нанес смертельное огнестрельное ранение прапорщику Гагику Мкртчяну, а Смбат Барсегян убил заместителя командира полка полковника Артура Ванояна.

30 июля Барсегян застрелил также служащего войск полиции, прапорщика Юрия Тепаносяна. Заложников террористы удерживали до 30 июля. Вначале это были шестеро полицейских, затем, после того, как в результате перестрелки с полицией огнестрельные ранения получили четыре члена вооруженной группы, боевики взяли в заложники четырех сотрудников скорой помощи, в том числе женщину, прибывших на захваченную территорию полка для оказания помощи раненым.

Но и в те дни, пока в захваченном здании полка ППС находились террористы и заложники, в Ереване проходили многотысячные акции в поддержку «Сасна црер». И теперь, в первую годовщину захвата, в столице Армении вновь прошло многотысячное шествие их сторонников.

А это значит, что решение внутриполитических проблем при помощи автоматов Калашникова, снайперских винтовок и захвата заложников армянское общество в принципе не отвергает. В таких условиях, предупреждают эксперты, недалеко не только до повторения кризиса с заложниками, но и до полноценной гражданской войны. Которая вряд ли случайно охватила на Ближнем Востоке именно те страны, власти которых открыто покровительствовали террористам.