Экономика, Эхо

В Азербайджане «денежный голод», не хватает манатной массы

money-devaluationЭ.РУСТАМОВА

В 2018 году не ожидается реальное увеличение валютных резервов Государственного нефтяного фонда Азербайджана. Об этом заявил в интервью Echo.az банковский эксперт, правовед Акрам Гасанов.

«Во-первых, 1 млрд. долларов Госнефтефонда было сосредоточено в Международном банке Азербайджана. Как известно, Межбанк неплатежеспособен, и по идее этот долг должно возвратить государство. Из этого следует, что де-факто Госнефтефонд уже потерял 1 млрд. долларов. Замечу, 1 млрд. долларов входит в свежие официальные данные по валютным резервам Госнефтефонда, что составило 34,791 млрд. долларов,» — сказал Гасанов.

По его словам, это то же самое, когда вкладчик, имевший капитал в обанкротившемся банке, утверждает, что у него есть деньги, но реально их нет.

«С этой точки зрения, Госнефтефонд в убытке. Во-вторых, Центральному банку АР удалось за счет сжатия денежной массы приостановить естественный ход девальвации национальной валюты. Этот процесс был неизбежен, если бы Центробанк искусственно не удержал курс маната. Это не есть хорошо, ведь страдает экономика,» — сказал эксперт.

«В стране «денежный голод», потому что не хватает манатной массы. Именно по этой причине Госнефтефонд по итогам шести месяцев этого года выставил на валютные торги 1,714 миллиарда долларов, что заметно ниже прошлогоднего показателя, когда на аукционах ЦБА было продано 2,436 миллиарда долларов. Банкам не на что покупать иностранную валюту», — сказал Акрам Гасанов.

«Стоимость нефти по сравнению с прошлым годом заметно выросла и относительно стабильно держится на уровне около 50 долларов. Конечно, не стоит ожидать роста цен на «черное золото» в ближайшее время. Многие государственные компании имеют долги, например, SOCAR, Азербайджанские железные дороги, Азерэнержи, сроки которых скоро истекут, и компаниям придется расплачиваться перед кредиторами,» — отметил Гасанов.

По его словам, вполне возможно, что государство возьмет на себя часть финансовых обязательству этих компаний.

«С учетом того, что в государственном бюджете нет денег для этих статей расходов, скорее всего, Госнефтефонду придется прийти на помощь. Однозначно, не ожидается реальное увеличение валютных резервов Государственного нефтяного фонда в 2018 году. Более того, валютные резервы Фонда могут на следующий год уменьшиться, поэтому правительству необходимо будет постараться, чтобы максимально меньше использовать капитал Госнефтефонда», — заключил Акрам Гасанов.