За рубежом

«Малороссия» пишем, аннексия Украины в уме?

novorossiyaНУРАНИ

Выражение «парад суверенитетов» вошло в политический лексикон в начале девяностых, когда о своих полномочиях и интересах заявляли не только союзные республики, за которыми даже советская Конституция предусматривала право на выход. О своих полномочиях говорили Татарстан и Кабардино-Балкария, в 1993 году появилась Уральская республика…

Геннадий Хазанов исполнил со сцены миниатюру, как о своем суверенитете заявляет очередная российская деревня, провозгласив государственным языком тот самый нецензурный «великий и могучий». Правда, очень скоро стало понятно, что безнаказанно рисовать на картах новые границы не получится, и действовать надо по меньшей мере с оглядкой на реальную обстановку.

Сегодня на карте мира наличествуют вполне легитимные государства, образовавшиеся на месте бывших союзных республик. Во внеправовом пространстве — разного рода непризнанные и недопризнанные оккупационные режимы, при помощи которых пытаются прикрыть внешнюю агрессию: Карабах, Абхазия, Южная Осетия или Приднестровье. Теперь к этому списку добавились еще «ДНР» и «ЛНР», откуда теперь приходят весьма неожиданные новости.

Накануне СМИ наперебой сообщали о том, что лидер донецких сепаратистов Александр Захарченко заявил об учреждении нового государства — «Малороссия». «Мы считаем, что государство Украины в том виде, которое оно было, не подлежит восстановлению. Мы, представители регионов бывшей Украины, за исключением Крыма, заявляем об учреждении нового государства, которое является преемником Украины. Мы согласны в том, что новое государство будет называться Малороссия, так как само название Украина дискредитировало себя», — цитирует его «Интерфакс».

Как бойко вещал с трибуны Захарченко, столицей новоявленной «Малороссии» становится город Донецк, правда, при этом Киев остается «историко-культурным центром» без статуса столичного города.

«Государственным флагом Малороссии признается флаг Богдана Хмельницкого… Мы исходим из того, что Донецкая народная республика, наряду с Луганской народной республикой, остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть», — вдохновенно расписывал он перспективы будущего «государства», где, для пущего счастья, «ввиду избежания хаоса, предлагаем ввести чрезвычайное положение на три года, за это время запрещена деятельность любых партий, в этот же срок начинаются расследования с привлечением международной общественности по преступлениям в Одессе, на Майдане, в Донбассе. Это решение созрело уже давно, но всему свое время, и вот именно сегодня мы предлагаем тот вариант, который позволит остановить войну».

Потом спохватился: «Мы предлагаем новый план, план реинтеграции страны. Не так давно мы запустили государственную программу по объединению народов Донбасса, мы предлагаем всем жителям Украины выход из войны через переучреждение страны, это мирный выход. Но тут есть несколько условий — его должны поддержать сами жители Украины. Мы уже провели консультации с представителями власти и бизнеса регионов, а также, если международное сообщество поддержит идею. Это первое и последнее наше предложение».

Затем «министр доходов и сборов ДНР» Александр Тимофеев поведал: оказывается, создание нового государства Малороссия, помимо представителей самопровозглашенных «Донецкой» и «Луганской народных республик», одобрили в 19 регионах Украины. Речь идет о неких «делегатах» от Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской, Одесской, Сумской, Полтавской, Черниговской, Кировоградской областей, Киева и Киевской области, Черкасской, Ровненской, Волынской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областей.

Что это за «делегаты», кто их избирал и избирал ли вообще, в Донецке не уточняют. Зато нетудно догадатьсяя, что терпитрия «Малороссии» охватывает всю Украину, кроме уже захваченного РФ Крыма. Только вот… идея с удивительной скоростью «схлопнулась». Сначала от поддержки новоявленного «государства» отказались в Луганске.

«Председатель народного совета ЛНР» Владимир Дегтяренко заявил, что «»Луганская народная республика» не направляла своих официальных делегатов в Донецк для участия в заседании представителей регионов Украины. Более того, мы даже не были осведомлены о намерении провести это мероприятие, с нами данный вопрос не согласовывался».

Правда, в Луганске готовы обсудить вопрос о Малороссии в случае поступления предложений, но Дегтяренко отметил, что целесообразность создания нового государства вызывает «большие сомнения».

Следующая отповедь поступила уже от Кремля. «Заявление Захарченко, сделанное сегодня утром по теме Малороссии, является его личной инициативой», — заявил 18 июля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, подчеркнув, что Москва узнала об этой инициативе «сегодня утром из СМИ». «Мы остаемся приверженными минским договоренностям», — добавил он.

Не следует ли для выполнения минских договоренностей убрать с территории Украины своих солдат, кремлевский пресс-секретарь уточнять не стал. Как того и следовало ожидать, этакий «фальстарт Малороссии» вызвал прямо-таки шквал насмешек в социальных сетях. На сайте радио «Свобода» приведен солидный список язвительных «комментов»: «Появились уже первые государства, которые признали Малороссию. Это Швамбрания и Нарния. Республика Шкид пока хранит молчание, но мы верим», «Административной единицей в Малороссии является Микророссия, в которую, в свою очередь, входят Наноросия и две урны» и т.д.

Советовали даже доставить Захарченко качественный алкоголь, чтобы у него не возникало подобных проблем. Только вот в чем вопрос: нес ли господин Захарченко этакую «отсебятину»? Или же речь идет о чем-то более серьезном, но на каком-то этапе планы изменились, но вожака «донецких трактористов», как и боевиков «Сасна Црер» в Ереване, просто забыли предупредить, что все отменяется? А вот тут надо бы вспомнить события в Турции в 1980 году.

Напомним: страна тогда стояла на пороге гражданской войны. Обстановку в Турции весьма профессионально раскачивали еще с середины 70-х годов, в том числе и с участием армянского террора. Во всяком случае, комментируя очередной отказ стран ЕС принять в свой состав Турцию, Александр Адлер на страницах французской Le Figaro советовал: «…Надо добавить, что полное изучение армяно-турецкой проблемы не могло бы обойтись без рассекречивания архивов армянского КГБ 70-х годов и той центральной роли, которую он сыграл в деле дестабилизации Турции, проводимом Советским Союзом и его сирийскими, болгарскими и, фактически, греческими союзниками».

В результате к началу 80-х годов Турция сползала в гражданскую войну, в которой участвовали и ультраправые, и ультралевые. B день гибло до десяти человек, и не только боевиков радикальных группировок, но и представителей благополучного среднего класса. Срок жизни редактора правой газеты составлял в Турции несколько месяцев, водопровод в большинстве городов был взорван. И на этом фоне любопытный сценарий пытались разыграть на черноморском побережье страны.

В местном городке Фатса власть оказалась в руках левацкой террористической группировки «Девримчи Сол». Это было уже слишком: контроль за ситуацией в городе взяли в свои руки военные, с минаретов объявили о введении комендантского часа. Тогда же, по сведениям из заслуживающих доверия источников, в руки военных в Фатсе попали документы с указанием дня и часа восстания в крупнейшем турецком черноморском порту — Самсуне.

Штаб восстания должен был немедленно провозгласить «Демократическую рабоче-крестьянскую Турецкую Республику», а себя «Временным революционным правительством ДРКТР». А затем уже это «правительство» обращалось к СССР за «интернациональной помощью». Самсун выбрали не случайно — здесь Понтийский горный хребет прорезает ущелье, достаточно широкое, чтобы по нему любая армия, контролирующая Самсун, могла вместе с бронетехникой выйти в самый глубокий тыл Турции, к ее столице Анкаре, и по сути разрезать страну пополам.

И зная это, можно предположить, что завтра Москва могла бы признать «правительство Малороссии» в качестве законной власти, особенно если во главе ее поставить… ну, скажем, Виктора Януковича, тем более что украинскую Революцию достоинства в Москве именуют «переворотом», новые власти Украины костерят на все лады… Затем уже донецкое «правительство в изгнании» обращается к Москве за военной помощью, после чего следует этакий победный марш российской армии до Львова…

Можно догадаться и о том, почему этот план так и не взялись осуществлять. Во-первых, к событиям в Украине привлечено слишком пристальное внимание, чтобы здесь можно было осуществлять подобные планы. Во- вторых, за три года украинские вооруженные силы преобразились настолько, что легкой прогулки до Киева и Львова лучше не планировать.

И еще множество «в-третьих», «в-пятых» и «в-десятых». Только вот и продолжать прежнюю политику у Москвы не получается. Санкционное давление слишком болезненное.

Более того, эксперты предупреждают: уже и Донбасс превратился в этакий «чемодан без ручки», который нести тяжело, а бросить жалко. Какие планы на этом фоне обсуждаются в московских кабинетах, можно только гадать. И, увы, вовсе не обязательно, что они закончатся так же, как история «Малороссии». Если она, конечно, действительно закончилась.