Культура и Общество, Эхо

В Азербайджане могут задержать за татуировку?

tattoo-tatuirovka-ssС.АЛИЕВА

Человеку свойственно стремление украшать себя, свое тело всевозможными аксессуарами, кто-то идет дальше и решается на пирсинг, татуировки. Но насколько широки границы дозволенного при нанесении татуировки, есть ли какие-то ограничения с точки зрения закона на содержание надписей или рисунков на теле?

Как сообщил в беседе с Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, татуировка, пирсинг, обрезание, смена пола, аборт и т.п. действия в отношении собственного тела, если они совершены добровольно и в зрелом возрасте, относятся к сфере частной жизни.

По его словам, нигде в законодательстве Азербайджана нет запрета на содержание татуировок свободных людей.

«Однако есть ситуации, когда право человека на личную жизнь входит в конфликт с общественными интересами. Так, например, если сюжет татуировки может быть расценен как расистский или клеветнический, то ее публичная демонстрация на людях или через Интернет может быть квалифицирована по статье Уголовного кодекса. В данном случае кожа человека будет являться носителем некоего уголовно наказуемого послания. В случае, если татуировка нанесена заключенному, то это тоже может вызвать наказание со стороны тюремного начальства, хотя ее восприятие тюремным сообществом может существенно отличаться от общепринятого,» — сказал Зейналов.

«Например, свастика на теле заключенного отнюдь не означает, что человек обязательно разделяет нацистскую идеологию. Это протест против тюремного режима. Так, свастика на коленях или шее обычно означает, что заключенный не встанет на колени и не согнет шею перед администрацией. Буквы SS в тюремном мире не имеют отношения к штурмовым отрядам нацистов, а означают сокращение от «Сохранил Совесть»,» — обьяснил правозащитник.

«Точно так же портреты Ленина и Сталина на груди заключенного не говорят о его увлечении коммунизмом. Дело в том, что аббревиатура от «Вождь Октябрьской Революции» образует слово ВОР. Изображение кота и наколка КОТ означает «Коренной Обитатель Тюрьмы», БОГ — «Был Осужден Государством», МИР — «Меня Исправит Расстрел», СЭР — «Свобода — Это Рай» и т.д. Но это тюрьма — Зазеркалье со своими понятиями, которые надо знать, прежде чем судить,» — сказал Зейналов.

«Например, года полтора назад в ходе перестрелки в поселке Нардаран был убит местный житель, бывший заключенный. В нарушение журналистской этики без разрешения семьи его тело, украшенное свастиками, было сфотографировано и выставлено в Интернет. После этого в некоторых публикациях нардаранцам необоснованно приписали связи с нацистами. В реальности это был просто бывший заключенный, который своими тату при жизни хотел просто подчеркнуть свою «крутизну»…,» — говорит Зейналов.

«В России и Украине запрещено изготовление и демонстрация нацистской символики, к которой относятся и наколки в виде нацистских атрибутов. А вот во Франции, например, запрещено в ряде публичных мест (например, школах) демонстрировать религиозную атрибутику, например, носить христианские крестики поверх одежды. Но если эта атрибутика скрыта, носится под одеждой, то никакого наказания это не повлечет. И если парень, набивший себе на шее тату в виде свастики, скроет ее под воротником или шарфом, то он формально ничего этой татуировкой не нарушит», — сообщил правозащитник.

Кстати, на днях в Беларуси был задержан молодой человек именно из-за татуировки на его теле. 29-летнему жителю Молодечно грозит штраф до 10 базовых величин за татуировку. На шее у человека выбито изображение свастики. На мужчину составили протокол по ст. 17.10 КоАП (Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики).

По словам юриста Эльчина Гамбарова, тот факт, что молодого человека с татуировкой в виде нацистской свастики задержали именно в Беларуси, вполне объяснимо. Как отметил юрист в беседе с Echo.az, эта республика бывшего СССР очень сильно пострадала от действий нацистского режима Германии, под оккупацией которой она находилась в годы Великой Отечественной войны.

«Поэтому неудивительно, что власти этой страны даже сейчас, спустя годы, так остро реагируют на то, что напоминает им о кровавых страницах истории. Что касается Азербайджана, то ни у нас, ни у какой другой страны постсоветского пространства нет статьи в Уголовном кодексе, ставящей запрет на нанесение каких-то определенных татуировок, то есть, по сути, каждый гражданин волен наносить на свое тело все, что ему угодно,» — отметил юрист.

«Но в то же время есть статья в Уголовном кодексе, грозящая наказанием за распространение каких бы то ни было компонентов, атрибутов, которые будут способствовать разжиганию межнациональной розни, пропагандировать идеологию фашизма, расизм и т.д. Но татуировка находится на теле, и никто не имеет права запрещать наносить татуировку какого бы то ни было содержания, однако тут есть эмоциональный момент, за который могут зацепиться правоохранительные или другие властные структуры,» —

«Безусловно, если гражданин Азербайджана набьет себе татуировку, к примеру, в виде герба Армении и будет разгуливать с ним по улицам нашей страны, его задержат, и это будет справедливо, после всего того зла, которое Армения причинила Азербайджану», — резюмировал юрист.