Культура и Общество

Все о питании в тюрьмах Азербайджана

zalixa-tairovaДж.АЛЕКПЕРОВА

Интервью Echo.az c членом совета Правозащитного центра Азербайджана, членом Общественного Комитета при министре юстиции, экспертом ООН Залихой Таировой

— Залиха ханум, вы довольно часто посещаете тюрьмы Азербайджана, расскажите, как у нас обстоят дела с питанием заключенных?

— Согласно законодательству АР, заключенные обеспечиваются бесплатным питанием. Кроме этого, разрешено получение продуктов питания с помощью передач или посылок, а также закупка их на определенную сумму в тюремном магазине (ларьке). Улучшение режима после отбытия половины срока (или 10 лет, в случае пожизненников) включает, в числе прочего, и увеличение числа передач и суммы закупок в месяц.

Так что, если заключенный из обеспеченной семьи, то у него питание не просто достаточное, но и разнообразное. Тут я не трогаю цены в тюремном ларьке, которые непонятно, как формируются без какой-либо конкуренции, и часто поэтому вызывают нарекания у заключенных. Хуже приходится, т.н. «бедолагам» — заключенным, о которых никто не заботится или заботятся слабо. Например, если у заключенного из всей родни только мать, получающая пенсию ниже прожиточного минимума, то ей будет сложно не только собрать передачу с деликатесами, но и даже просто приехать в тюрьму, до которой обычно не ходит общественный транспорт. Некоторые осужденные настолько насолили родственникам, что те от них вообще отказались. И такое тоже бывает.

«Бедолаги» питаются в столовой, и пока что никто не умер от голода, ни от дистрофии не страдает. Еда сейчас достаточно питательная, хотя, может, иногда и однообразная. Вполне сравнима с солдатской. А ведь четверть века назад на утреннем разводе в колониях были голодные обмороки. Продукты разворовывали в неимоверном количестве, официально утвержденный рацион засекречивали. Понятно, что при эпизодических визитах в колонии, которые раньше вообще не были внезапными и заранее согласовывались, никого в этом уличить было нельзя (да и сейчас сложно). К визиту каждой комиссии всегда готовят еду чуть вкуснее, почему, собственно, заключенные всегда так рады комиссиям.

Помню, как в Гобустане заключенные несколько месяцев изо дня в день считали для нас количество картофелин в супе, объем риса и перловки в каше и т.п. В итоге не на словах, а на деле мы доказали, что реальный рацион существенно отличался от предписанного Кабинетом министров АР. И ситуация исправилась. И в обычных колониях, и в специальных, для больных заключенных рацион изменился в лучшую сторону.

Вообще говоря, заключенные могут много что стерпеть. Но есть святое — т.н. «положняк», т.е. положенное по закону: пища, лечение, одежда, свидания, передачи. Покушение на «положняк» всегда вызывает ропот, протесты. Кроме того, в таком случае возрастает роль т.н. «общака» — неформального денежно-вещевого фонда уголовников, который необходим для выравнивания «положения». Некоторым начальникам колоний это стоило их места.

— Что входит в рацион заключенных?

-Это зависит от того, в какую категорию попадает заключенный: подследственный, осужденный или содержащийся в полицейском изоляторе временного содержания. Внутри каждой из этих категорий есть дополнительно разница между больными и здоровыми, взрослыми и несовершеннолетними, кормящими и обычными женщинами и т.п. Нормы питания и материально-бытовые нормы определены постановлением Кабинета Министров N154 от 25.09.2001 г. для осужденных и N22 от 18 февраля 2013 года для подследственных и содержащихся в полиции.

Для осужденного, например, в сутки положены: 700 г муки первого сорта и 15 г второго сорта, 125 г различных круп (включая 10 г риса), 25 г макарон, 80 г мяса, 100 г рыбы, 20 г жиров и маргарина, 20 г растительного масла, 30 г сахарного песка, 1 г сухого чая, 20 г поваренной соли, 550 г картофеля, 250 г овощей, 0,1 г лаврового листа, 5 г томатной пасты, 10 г сливочного масла. В неделю также положены 2 яйца. Это обеспечивает 3305 ккал. Для больных и инвалидов 1-й и 2-й групп дополнительно положены 20 г мяса и 10 г сливочного масла.

Для работающих на тяжелой работе (горячий кузнечный цех, сварка, каменный карьер, лако-красочные работы, канализация и т.п.) калорийность повышается до 3848 ккал за счет увеличения пайка почти по всем позициям. Для закрытых тюрем (например, Гобустанской) калорийность пайка составляет 3265 ккал. Но там дают еще и 10 «пайковых» сигарет в день.

В воспитательных колониях для несовершеннолетних паек обеспечивает 3746 ккал в день. В их рацион входит больше: (45 г) сахарного песка, а также молоко (200 г), фрукты (200 г), соки (100 г), шор (50 г). Для больных в госпитале установлено 4 нормы питания с калорийностью 3374, 3680, 3649 и 3873 ккал (две последних предусмотрены для несовершеннолетних, а также беременных и кормящих женщин). Есть отдельная норма для заключенных, которые находятся в пути — (2835 ккал).

— Экономят ли на заключенных начальство тюрьмы?

— Трудно сказать. Ну кто из нас способен оценить, например, сколько жира или соли растворено в еде, сколько весят кусочки мяса в первом и втором блюдах, и сколько картофеля в пюре и супе?! К тому же постановление Кабмина предусматривает, например, возможность замены одного продукта другим. Скажем, мука 1-го сорта в хлебе может быть заменена высшим или 2-м сортом. Крупы разрешено заменять таким же по весу количеством макаронных изделий, мукой 2-го сорта, овощными консервами, картофелем или даже сухим (порошковым) картофелем.

Можно заменить 100 г мяса 80 г вареной колбасы или сосисок, 48 г сыра, 120 г птицы с костями и т.д. Совершенно очевидно, что если по калорийности крупы и могут сравниться с макаронами, то гречку или рис по содержанию в них определенных микроэлементов и витаминов лапша не заменит. Да и в современной колбасе с сосисками мяса меньше, чем наполнителей. Есть разница и по цене продуктов и их заменителей.

Словом, при большом желании можно и сэкономить. Но определить это смогут только специалисты. Правда, сейчас в тюрьмы попадают грамотные люди, среди которых немало любителей пожаловаться. Есть иностранцы, которые сообщают о своих проблемах посольствам. Есть журналисты, которые умеют преподнести читателю проблему. Захаживают различные комиссии. Так что для любителей поживиться за счет заключенных наступили не лучшие времена. Скорей всего, именно по этой причине жалуются уже не на питание, а на коррупцию персонала.

— Учитывают ли в тюрьмах пожелания больных заключенных?

— Если есть предписание врача (а это обязательное условие), то заключенному должны обеспечить диетическое питание. В каждой из колоний в столовой есть отдельный стол для диабетиков. И вместо макарон их накормят гречкой. Как я уже сказала, есть и отдельные рационы для подростков, беременных и кормящих, туберкулезников, больных раком, болезнями желудочно-кишечного тракта, инвалидов. Насколько я знаю, решена и проблема с пищевыми запросами религиозных заключенных (вегетарианство, свинина, ифтар и т.п.). Мацу и куличи в тюрьме не готовят, но их могут без проблем туда передать.

— А в праздники рацион меняется?

— Обязательно! В рацион стараются добавить что-то вкусное. Бывает, что за свой счет заключенных угощают чем-то особым кто-то из зажиточных заключенных или даже сам начальник.

— На ваш взгляд, есть ли сегодня проблемы в этой области? Нужно ли увеличивать финансирование из бюджета на эту сферу?

— Проблема в том, что питание человека не определяется одной лишь калорийностью, иначе можно было бы посадить всех заключенных на хлеб и воду. Еда должна быть сбалансированной по составу и не монотонной. В противном случае, длительное пребывание в тюрьме может подорвать здоровье. Пока что эта проблема решается на глазок. Я думаю, что не мешало бы в медсанчасти каждой колонии провести дополнительную специализацию кого-то из медперсонала, например, диетолога.