Экономика, Эхо

Миллиарды манатов не спасут банковский сектор Азербайджана

bank-dolg-dengi-money-debtЭ.МАМЕДОВА

Никто не хочет спасать банковский сектор Азербайджана, ни международные финансовые институты, ни правительство АР, заявил в интервью Echo.az экономист Натиг Джафарли.

«Но долго это не может продолжаться, так как национальная экономика буксует, и правительство АР придется бросать спасательный круг,» — сказал он.

«Прямой финансовой помощи от правительства банковскому сектору не поступало. Исключением является Международный банк Азербайджана. Правительство согласилось взять на себя внешние обязательства Межбанка и в настоящее время пытается договориться с вкладчиками, чтобы разрешить проблемы банка. Также после пересмотра государственного бюджета на текущий год правительство выделило 500 млн. манатов для Азербайджанского фонда страхования. Пожалуй, на этом участие правительства практически заканчивается,» — считает экономист.

«Сейчас условия в банковском секторе таковы: спасение утопающего — дело рук самого утопающего. На плаву останутся лишь те, кто самостоятельно сможет разрешить свои проблемы. В таких условиях до конца этого года несколько банков будет вынуждено покинуть азербайджанский рынок либо объединиться с другими финансовыми учреждениями», — сказал Натиг Джафарли.

Экономист заметил, что есть две причины, почему правительство не оказывает финансовую помощь коммерческим банкам.

«Во-первых, возможно, для процесса оздоровления банковского сектора нет денег в бюджете. Во-вторых, государство хочет оставить на рынке только сильных игроков, поэтому не хочет помогать банкам, которые дышат на ладан. Возможно, в следующем году в госбюджете будет выделена статья расходов для оздоровления банков, которые сумели выжить. А пока банковскому сектору не стоит ожидать от правительства помощи,» — сказал эксперт.

«Напомню, самым крупным банком в Азербайджане был Межбанк, у которого были внушительный кредитный портфель и сильная поддержка со стороны государства. Если учитывать, что даже такой банк не сумел удержаться на плаву, то судьба остальных кредитных организаций практически предрешена, конечно, если не вмешается в это дело правительство», — говорит Джафарли.

При этом экономист отмечает, что международные финансовые институты не готовы выделять средства для оздоровления кредитных организаций, так как рейтинг азербайджанских банков заметно скатился вниз.

«Доля проблемных кредитов за последнее время очень сильно увеличилось. В некоторых банках объем просроченных кредитов уже перевалил за 40-45 процентов от общего кредитного портфеля, а это уже критическая и неуправляемая ситуация,» — говорит Джафарли.

Он также отметил, что около 2 млн. граждан АР имеют кредит или выступают в качестве гаранта по кредитным обязательствам, а десятки тысяч дел находятся в судах.

«Но это не выход, ведь такое огромное число граждан невозможно приговорить к лишению свободы из-за невозможности погасить долги перед банками. Только за счет Государственного нефтяного фонда АР и госбюджета можно решить проблему. Но пока правительство не хочет делать шаги в этом направлении. Я не думаю, что правительство затянет процесс оздоровления банковского сектора Азербайджана, так как даже более менее крупные банки самостоятельно не смогут выйти из тупикового положения», — говорит Джафарли.

Объем просроченных кредитов на начало мая 2017 года составляет 1 млрд. 594 млн. манатов (спад на 2,4%), или 8,2% всех кредитов.

По словам эксперта, даже если правительство возьмет на себя эти обязательства и выделит на погашение просроченных кредитов 2 млрд. манатов, это не спасет банковский сектор.

«Для процесса оздоровления данного сектора потребуется намного больше средств, так как проблемные кредиты — это только часть беды. Финансовые организации не могут возобновить свою основную деятельность, то есть кредитовать бизнес и население, чтобы экономика страны начала работать. Для этого потребуется много средств и немало времени. Тот факт, что экономика буксует на одном месте и уменьшается ВВП, свидетельствует о несостоянии банковского сектора участвовать в оживлении национальной экономики», — заключил Натиг Джафарли.