За рубежом, Эхо

«Еврофинт ушами» в версии 2.0

evrosoyuz-european-union-europaНУРАНИ

Ереван в очередной раз демонстрирует «европейский уклон» в своей политике.

Президент Армении Серж Саргсян отбыл в Брюссель — на форум Европейской народной партии. Что, по замыслу его «пиарщиков», должно подчеркнуть, что Армения сохраняет за собой свободу политического маневра, развивает отношения не только с Россией, но и с Европой, и вообще ведет себя так, как и положено независимому государству.

Плюс ко всему многие эксперты расценили поездку Саргсяна в Брюссель как часть переговорного процесса — в ноябре нынешнего года Армения должна подписать некое «всеобъемлющее соглашение» с Евросоюзом. Еврочиновников, по крайней мере некоторых, убедить в этом удалось. 20 июня 2017 года Целевой фонд ЕС принял решение о предоставлении Армении гуманитарной помощи в размере 3 миллионов евро для решения проблем сирийских беженцев.

За счет этих средств, как полагают в ЕС, Ереван адаптирует для принятия сирийских беженцев национальную систему здравоохранения и образования, а также расширит доступ сирийцев к психологической помощи и улучшит их жилищные условия.

Правда, дойдет ли эта помощь до самих сирийских армян, вопрос сложный. Глава Контрольной палаты Армении Ишхан Закарян еще в 2013 году озвучил шокирующие цифры: в Армении используется «нецелевым образом», то есть попросту разворовывается, до 70% бюджетных средств. Если ситуация за это время и изменилась, то только в худшую сторону, предупреждают эксперты.

Другое дело — политический «флер» вокруг этого решения. А вот тут надо напомнить: в ноябре 2013 года на саммите ЕС и «Восточного партнерства» в Вильнюсе Армения намеревалась — или во всяком случае объявляла, что намерена — подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Но в сентябре того же года Серж Саргсян, президент Армении, направляется с визитом в Москву и после переговоров с Владимиром Путиным объявляет, что Армения… вступает в Таможенный союз. По мнению одних экспертов, экономика Армении банально не выдержала «самостоятельного плавания» вообще и «европейских» цен на российские энергоносители, в частности.

Другие были уверены, что Армения и не собиралась подписывать соглашение с ЕС. В Ереване не заблуждались: страна, где Россия контролирует все, что вообще имеет смысл контролировать, позволить себе слишком смелые политические повороты не может по определению. Так что планы были попроще: затянуть до предела время, пока в Армении размышляли, подаваться ли в ЕС или ЕАЭС, а пока выторговывать кредиты и преференции у обеих сторон.

Понимали ли это в ЕС, сказать трудно. Во всяком случае, после того, как Армения изобразила этакий «ефрофинт ушами», глава МИД Швеции Карл Бильдт в своем аккаунте в Twitter написал: «Похоже, Армения прерывает переговоры по соглашению о свободной торговле с Евросоюзом и вместо этого интегрируется с Россией. Разворот на 180 градусов».

Потом, правда, в ЕС отошли от шока, вызванного такими «особенностями национальной дипломатии», и принялись готовить новое соглашение. Только вот теперь в Ереване не исключают, что и этот документ не будет подписан. Причем по простой причине: сделать это Армении не позволит Москва. Официально, конечно, озвучивается другая причина — то самое нашумевшее заявление глава представительства ЕС в Армении посла Петра Свитальского.

Он, напомним, несколько дней назад высказал несколько критичных замечаний в адрес работы армянского избиркома. В ответ получил кучу обвинений в неуважении суверенитета Армении, вмешательстве в ее внутренние дела и т.д. На которые теперь решил ответить.

Как заявил Свитальский на пресс-конференции, «прежде, чем на кого-то набрасываться, необходимо проверить источник, посмотреть видеоматериал. Прежде чем делать преждевременные выводы, уважайте своего собеседника. Это мой совет и предложение армянам. Я не обращался и не обращусь к властям посредством публичных заявлений. С властями мы в прекрасных, рабочих отношениях, у нас замечательные коммуникационные каналы. Я могу вести честный диалог с ними. Никакие оценки и мнения, которые были озвучены мной в ходе публичных заявлений, не являются новостью для моих собеседников. Что касается выборов, то ЕС предоставил Армении более чем 7 млн. евро. Конечно, мы сделали это на основе открытой просьбы правительства РА. Если же наша поддержка и помощь больше не желательна, мы не собираемся навязывать свое присутствие».

Столь резкие заявления дипломаты вообще позволяют себе нечасто. А тут еще Свитальский пообещал хлопнуть дверью как раз перед подписанием нового соглашения с ЕС. И вот тут в оппозиционных ереванских СМИ стали появляться показательные комментарии.

Как заявил «Первому информационному» политолог Степан Сафарян, эта дискуссия «не сулит Армении ничего хорошего. И без того отношения между Арменией и ЕС не были блестящими. Вместо того, чтобы, наоборот, улучшать их, они уже три с половиной года висят в воздухе — ограничиваясь конкретными задачами: Избирательный кодекс, выборы. А это новое соглашение сколько бы не превозносилось, это просто документ по переоформлению отношений. Давайте поймем, что власти Армении до сих пор не осознали правил игры с Евросоюзом, или же как минимум думают, что они могут продолжаться в той же логике, что и прежде — брать деньги Евросоюза и имитировать реформы. И об этом знали обе стороны, но так как ЕС не хотел наказывать Армению, молча проглатывал эти бессодержательные процессы. ЕС виноват в том, что позволил Армении легитимировать это правило игры».

Как уверен Сафарян, «есть проблемы, из- за которых Армения не хочет подписывать этот документ, и сейчас просто ищет повод».

Другой аналитик, Агаси Енокян, отвечая на вопрос: «В Министерстве иностранных дел Армении на прошлой неделе состоялись армяно-российские консультации на уровне глав управлений, которые касались сотрудничества со странами Северной Америки. Речь идет конкретно о сотрудничестве с США и Канадой. Какое отношение, а также и какие опасения имеет Россия по части отношений Армения-США? Почему Армения должна обсуждать эти отношения с Россией?» — заявил: «Армяно-российские отношения, хотя бы и по вопросу сотрудничества с США и Канадой, не могут строиться на уровне глав управлений МИД, более того, по этому вопросу из Москвы никто бы не приехал в Армению. Об этом Кремль говорит непосредственно Сержу Саргсяну или — в худшем случае — Налбандяну. Так что распространение такой информации весьма интересно, и можно предположить, что она в основном носит дезинформационный характер — либо было совершенно иное обсуждение и об этом кто-то узнал, и вынужденно распространили эту информацию, или же Россия очень неприличным способом пытается показать, что начала ни во что не ставить Армению».

Можно, конечно, предположить, что армянские оппозиционные аналитики попросту сгущают краски. Но еще в феврале нынешнего года глава МИД Армении Эдвард Налбандян дал интервью Жанне Немцовой в эфире «Немецкой волны». В числе прочего, пространно и цветисто рассуждал о переговорах Армении и ЕС и подготовке нового соглашения с Евросоюзом. Но тут Жанна Немцова поинтересовалась, намерен ли министр иностранных дел ужасно независимой Армении обсуждать сотрудничество с ЕС в ходе своего визита в Москву?

Налбандян был застигнут врасплох. Сказать «Нет» он не мог — в Москве бы такого самоуправства не простили. Сказать «да» не мог тем более.

И попытался уйти от ответа: «Вы знаете, мы с моим коллегой, российским министром иностранных дел, встречаемся достаточно регулярно. Поэтому я думаю, что этот визит даст нам возможность еще раз сверить наши подходы и взаимодействия…».

Но Немцова продолжала «бомбардировать» вопросами: «То есть, я правильно понимаю, что вы не собираетесь согласовывать текст документа, который вы собираетесь подписать с ЕС?» Налбандян обиделся: «Вы знаете, вы как-то очень странно ставите вопрос. Даже подоплека есть в том, что, якобы, мы должны что-то с кем-то, получать разрешение… Это, по-моему, не совсем корректный вопрос». Только вот эта «ретроспектива» только укрепляет подозрения, что соглашение с ЕС Армения не подпишет и в ноябре.