За рубежом

«Китайские» надежды и «антигрузинская» реальность Армении

НУРАНИ

Есть такое расхожее выражение: «Мечтать не вредно». Мечты окрыляют, помогают верить в свои силы и т.д. и т.п. Но, правда, лишь в одном случае — если они хоть как-то соотносятся с реальностью.

А то ведь можно мечтать построить судостроительный завод посреди пустыни или выращивать бананы на даче в ближнем Подмосковье без оранжереи.

Вот и в Армении тоже, как бы это поделикатнее выразиться, «дали волю мечтам». И вознамерились принять участие в китайской инициативе «Один пояс — один путь». Председатель Постоянной комиссии парламента Армении по внешним связям Армен Ашотян принял посла КНР в РА Тиана Эрлуна. Обсудили, конечно, динамику развития армяно-китайских отношений на парламентском уровне, сотрудничество соответствующих комиссий парламентов двух стран и работу межпарламентских групп дружбы.

Не обошлось без традиционной для Армении «дипломатии доносов»: Ашотян что-то старательно, пардон, «втирал» своему собеседнику насчет такого-сякого Азербайджана, который «грубо нарушает прекращение огня». Но самое примечательное, как передает Panorama.am, «в ходе встречи стороны обратились к взаимодействию на международных платформах, а также к вопросам экономической, инвестиционной и гуманитарной политики.

В контексте экономического сотрудничества обсужден вопрос возможного вовлечения Армении в проект «Один пояс — один путь». Напомним, о чем речь. Как уже не раз указывалось в СМИ, «озвученная» в 2013 году инициатива «Один пояс — один путь» объединяет два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Проект обещает быть грандиозным, интерес к нему, как показал саммит «Один пояс — один путь» в мае нынешнего года в Пекине, проявляет почти что три десятка стран. Только вот… каким образом в него собирается «встроиться» Армения?

В те же дни, когда Ашотян убеждал китайского посла, что Армении самое место среди участников проекта «Один пояс — один путь», премьер-министр этой страны Карен Карапетян представлял в парламенте программу деятельности своего правительства. И, в числе прочего, заявил: «83% границ Армении закрыты — но мы можем развивать страну».

Плюс ко всему дело не только и не столько в «процентах», сколько в логистике. Армения, напомним школьный учебник географии, граничит с четырьмя государствами: Азербайджаном, Грузией, Ираном и Турцией. Граница с Азербайджаном превращена стараниями самой Армении в линию фронта, граница с Турцией, которую Армения мечтает «передвинуть», по понятным причинам, закрыта.

С Ираном отношения вроде бы неплохие, но там нет развитой транспортной инфраструктуры. Железнодорожная связь наличествует только с Грузией. Но если при этом сама Грузия активно встраивается в «транзитные» проекты с Азербайджаном и Турцией, то для Армении воспользоваться таким «транзитным окном», по понятным причинам, проблематично. Но самое главное и самое неприятное, что о перспективах участия Армении в проекте «Один пояс — один путь» господин Ашотян делился как раз в то время, когда и грузинское «окно» для нее может вот-вот захлопнуться.

Эксперты фиксируют в Армении стремительный рост антигрузинских настроений. Строго говоря, в Тбилиси поводов для этого не дают. «Игра на обострение» не входит в число любимых методов грузинской внешней политики. Но, во-первых, Армению не на шутку пугает крепнущее военное сотрудничество между Грузией, Азербайджаном и Турцией.

Во-вторых, здесь весьма нервозно реагируют на складывающуюся на Южном Кавказе новую транспортно-логистическую географию, где Армения оказывается и в прямом, и в переносном смысле в стороне от главной дороги. А в-третьих, и «в-главных», Армения, напомним, форпост России.

Той самой России, которую успехи Грузии уж точно не радуют. Как уверены многие эксперты, в немалой степени под давлением или уж во всяком случае по просьбе РФ Армения в начале июня в ходе 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН не поддержала инициированную Грузией резолюцию «О статусе вынужденно перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузии и Цхинвальского региона/Южной Осетии, Грузия».

В Тбилиси это вызвало понятное возмущение, и не только в кабинетах и коридорах власти. В Тбилиси перед посольством Армении состоялась акция протеста, организованная активистами «Движения против оккупации». Ее участники передали в посольство письмо, где потребовали от Армении незамедлительно признать территориальную целостность Грузии. В принципе, ничего экстраординарного.

Участники акции протеста не требовали от Армении вернуть Грузии область Лори и не считали, что посольство Армении в Грузии надо закрыть. Они требовали от Еревана раскрыть свою позицию по важнейшему для двусторонних отношений вопросу. Более того, Грузия — страна демократичная, здесь свобода слова и свобода собраний — не пустые декларации. А пикеты и акции протеста перед посольствами — дело в современном мире не такое уж редкое.

В Армении — и это тоже общеизвестный факт — особого пиетета перед чужими дипмиссиями не испытывают. Иначе здесь не встречали бы как героев террористов, устраивавших нападения на посольства Турции. Но вот кое-кого в Ереване пикет возмутил до глубины души. Сайт ArmenianReport вполне в стиле российской пропаганды назвал участников пикета «нациками» и перечисляет многочисленные «прегрешения» официального Тбилиси.

Намекнув на «стремительный рост шовинистических настроений в Грузии, которые уже испытывают на себе 250 000 армян, проживающих в соседней стране», сайт продолжает: «Великодержавный грузинский шовинизм уже явился причиной конфликта грузин с абхазами и осетинами, а сейчас он проверяет на прочность проживающих в Грузии армян, которые, кстати, являются автохтонным населением на древней армянской земле в «Джавакхе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.). Грузины, возомнившие себя потомками князей, с презрением относятся к другим народам, проживающим в Грузии, не понимая, что и у «джавакхских» армян, как и у абхазов с осетинами, может лопнуть терпение, и тогда это лоскутное государство просто исчезнет с политической карты мира».

По ереванской версии, «вместо того, чтобы развивать и укреплять связи между единственными христианскими государствами в регионе, грузины делают все для того, чтобы Армения как можно дольше оставалась в азеро-турецкой блокаде», и вообще «грузины по наводке Баку и Анкары проводят политику по насильственной ассимиляции армян «Джавакха».

После чего переходит к угрозам: «В ответ на антиармянские выпады грузинских неонацистов мы тоже можем задействовать свои рычаги давления, тем более, что они у нас есть, например, непреодолимое желание армян «Джавакха» воссоединиться с матерью Арменией». Здесь, конечно, самое время поинтересоваться, какие выводы сделают из этого, пардон, агрессивного бреда в Грузии и станут ли там в ответ крепить дружбу с Арменией или, наоборот, постараются «играть на понижение» армянских «акций».

Важно другое. Этот текст мог бы еще сойти за личное мнение авторов сайта ArmenianReport, но вот голосование в ООН — это уже не «личное мнение». К тому же нельзя не заметить, что в Армении разворачивается целая кампания. Политологи с обеспокоенностью рассуждают о военном сотрудничестве в «треугольнике» Баку-Анкара-Тбилиси.

Некие активисты вдруг заново пытаются раздуть скандал вокруг убийства четверых членов семьи Качотян в селе Вачиани Ахалкалакского района Грузии. Правда, убийцу уже по горячим следам арестовали, и им оказался односельчанин погибших Нодар Акопов (Акопян), который затем повесился в камере, но СМИ Армении активно «наводят тень на плетень»: а вдруг истинных убийц нехорошие грузинские власти «покрывают»?

И будем откровенны: как далеко готовы зайти в своей провокационной деятельности в Ереване, особенно если приказ поступит из РФ?

Власти Грузии, как показал еще кризис в Аджарии, могут «разблокировать» подобного рода кризисы, даже спровоцированные извне, но вот для самой Армении последствия могут оказаться катастрофическими. Впрочем, если из Москвы поступит соответствующее распоряжение, мнение Еревана могут вообще не спросить.